Путешествие по России Путешествие по России

БАЙКАЛ

Алтай
Байкал
Катчатка
Кольский
Коми
Красноярск
Саяны
Тува
Якутия

Улан-Удэ

Город Улан-Удэ (387,5 тыс. жителей) - столица Республики Бурятии.

Как и многие старые города Восточной Сибири, возникшие в пору присоединения этого края к Русскому государству (XVII век), Улан-Удэ (в прошлом Верхнеудинск) начинался с небольшого казачьего зимовья, заложенного в 1666 году на берегу реки Уды у слияния ее с рекой Селенгой, в 75 км от ее впадения в Байкал. Место закладки оказалось удачным: на главном пути из европейской части России в Монголию и Китай.

Археологические памятники в окрестностях Улан-Удэ показывают, что люди жили в этих местах еще в эпоху палеолита.

С 1680 года Удинское зимовье "повышается в чине" и становится Верхнеудинским острогом. В 1689 году по приказу царского посла Ф. Головина острог был возведен в ранг крепости и с 1690 года являлся административным центром западного Забайкалья - Се-ленгинской Даурии. Со временем Верхнеудинская крепость стала одним из главных форпостов России на востоке, вокруг которого начали оседать переселенцы из Европейской России, принесшие с собой навыки развитого земледелия и ремесел. Это создало условия для интенсивного товарного обмена с Монголией, Китаем, "инородцами" Амура и Уссури. Большое влияние на развитие Верхнеудинска оказала кяхтинская торговля. В 1768 году открылась первая Верхнеудинская ярмарка.

Разросшись, Верхнеудинск в 1775 году стал провинциальным, а с 1783 года - уездным городом Иркутского наместничества. С 1822 года Верхнеудинск был окружным центром Иркутской губернии. К 1790 году город имел свой герб со скрещенным жезлом Меркурия и рогом изобилия, символизирующим значимость проходящих здесь крупных торгов. Верхнеудинск конца XVIII - начала XIX века напоминал сплошной торговый центр, который делился на две части - городскую, состоящую из деревянной крепости, и слободскую - с магазинами, казармами и торговыми домами. Центром торговых сделок, шумных базаров и бурлящих ярмарок становились Большой Гостиный двор и Малые торговые ряды (1804-1856), частично сохранившиеся до наших дней. Впечатляли своим своеобразием и красотой постройки деревянного зодчества, а также Одигитриевский собор (1741-1788), Спасская (1786-1800), к настоящему времени не сохранившаяся, и Троицкая (1780-1809) церкви. К сожалению, деревянный Верхнеудинск много раз страдал от пожаров, особенно 10 июля 1878 года, когда пожаром было уничтожено три четверти застройки.

Первое учебное заведение (Малое народное училище) в Верх-неудинске было открыто в 1797 году. В 1806 году оно было преобразовано в уездное. К концу XIX века появились первая публичная библиотека (1881), построенная по инициативе купца Н.С. Не-любова, первая гражданская больница (1869) на 40 мест и открылся любительский театр. И все же Верхнеудинск оставался экономически слаборазвитым городом, главным образом из-за отсутствия доступных и выгодных связей с европейской частью России.

Постройка Великой Транссибирской железнодорожной магистрали (первый поезд пришел 15 августа 1899 года) способствовала оживлению экономической жизни города и прилегающих районов, а также дальнейшему освоению края. В городе открываются отделения крупных банков. К 1913 году промышленность была представлена 18 предприятиями..

В связи с расположением Верхнеудинска на Московском тракте он служил крупным этапным пунктом на пути следования к месту назначения каторжных и ссыльных. Политические ссыльные, начиная с декабристов, способствовали распространению в Забайкалье просвещения и культуры. В Бурятии отбывали ссылку 14 декабристов, многие проходили по этапу через Верхнеудинск по нескольку раз. Здесь жил и похоронен Я.М. Андреевич, жил НА. Муравьев. Часто бывали и некоторое время жили К.П. Тор-сон, братья М.А. и НА. Бестужевы, А.И. и Б.И. Борисовы.

В 1905-1907 годы и в 1917-1920 годы город не остался в стороне от революционных событий, в результате которых установилась Советская власть. .

В апреле-октябре 1920 года Верхнеудинск был столицей Дальневосточной республики (ДВР). В 1921-1922 годы - центром автономной области в ДВР. С 1923 года он являлся столицей образованной Бурят-Монгольской АССР, а в 1958-1992 годы - Бурятской АССР. В 1934 году Верхнеудинск был переименован в Улан-Удэ (Красная Уда, или Всадник на Уде).

Образование республики совпало с началом строительства крупных промышленных предприятий. К 1941 году в Улан-Удэ работали локомотивновагоноремонтный завод, ТЭЦ-1, мясоконсервный комбинат, Заудинский комбинат хлебопродуктов, стекольный завод и др. В последующие годы вступили в строй авиационное промышленное объединение, заводы "Электромашина" и "Теплоприбор", приборостроительное объединение, тонкосуконная мануфактура и др. К 1985 году в городе насчитывалось более 50 предприятий, выпускавших различную промышленную продукцию и товары народного потребления. "гй л ; "^^^ ^

Улан-Удэ делится на три административных района: Советский (исторически сложившийся центр города), Железнодорожный и Октябрьский.

В настоящее время город является культурным и научным центром Сибири и Дальнего Востока. Здесь находится Бурятский научный центр СО РАН (основан в 1958 году) с 5 исследовательскими институтами, Бурятский государственный университет (1932), Восточносибирский государственный технологический университет (1962), Бурятская государственная сельскохозяйственная академия (1934), Восточносибирская государственная академия культуры и искусств (1960). Популярностью среди жителей города пользуются национальная библиотека Республики Бурятии, научная библиотека БНЦ СО РАН. В современном Улан-Удэ работают Государственный академический театр оперы и балета (1948), Государственный академический бурятский театр драмы им. Хоца Намсараева (1932), Государственный русский драматический театр им. Николая Бестужева (1928), театр кукол "Уль-гэр" и Бурятская государственная филармония (1938). Богаты фонды Республиканского художественного музея им. Ц. Сампилова, Музея истории Бурятии им. М. Хангалова, Этнографического музея культуры и быта народов Забайкалья (1973) под открытым небом.

Экспозиции этого музея построены по принципу комплексного показа этнических групп Забайкалья и выдержаны в строгом хронологическом порядке. Комплексы расположены в следующей очередности: 1. - археологический; 2 - эвенкийский; 3 -- предбайкальский; 4 - забайкальский; 5 - русский старожильческий; б - старообрядческий; 7 - городской.

История далекого прошлого Забайкалья запечатлена в большом многообразии археологических памятников. Стоянки первобытного человека и городища хунну, пещеры и рисунки на скалах, могильники и культовые святилища дают представление о том, как жили и чем занимались населявшие этот регион народы.

Стойбище "Эвенкийского комплекса" состоит из нескольких чумов, расположенных в непосредственной близости друг от друга, и двух свайных деревянных лабазов с двухскатными крышами из коры. Чум летом и зимой был основным жилищем эвенков. Летний чум сооружался из бересты, а зимний у бедного эвенка - из лист-венничной коры. Более зажиточные эвенки покрывали зимний чум шкурами диких животных. Интерьер для всех жилищ традиционный. В небольшом отдалении стоит чум шамана.

В "Предбайкальский комплекс" входят деревянные юрты вместе с русской печью, стоящей под навесом. В восьмистенной юрте, покрытой драньем, представлена экспозиция летнего жилища иркутских бурят XIX века. Усадьба богатого бурята-скотовода состоит из двух зимних^изб, гостевой летней юрты, кухни-"пу-паарн", амбаров, навесов, загонов для скота и др. В одной из изб воспроизведен внутренний интерьер зимника предбайкальских бурят.

"Забайкальский комплекс" состоит из зимника, срубленного в 1912 году, и летней юрты зажиточного бурята. Сюда же входят две войлочные юрты и дуган. Юрта бедного бурята-кочевника из катанного вручную войлока. Вторая юрта, большего размера, принадлежала кочевнику среднего достатка и изготовлена из кошмы. Дуган "Деважан" - квадратное здание с четырехскатной крышей и загнутыми вверх углами. В дугане находится экспозиция культового зодчества бурят.

Русский "Старожильческий комплекс" этнографического музея пока состоит лишь из нескольких усадеб и помещений. Это -дом казачьего атамана и бедного пашенного крестьянина.

"Старообрядческий комплекс" представляет собой деревенскую улицу односторонней застройки. Здесь имеются дома крестьян разного достатка: дом-связь зажиточного крестьянина со всеми надворными постройками, изба бедняка, дом богатого крестьянина и в некотором отдалении - часовня беспоповцев.

"Городской комплекс" отражает быт и культуру жителей Верхнеудинска XIX века. В этот комплекс-перевезена рубленая церковь, построенная в начале XX века, здесь воссозданны одноэтажные дома, богато украшенные кружевной резьбой.

Улан-Удэ растет и развивает, те градостроительные традиции, которые формировались в течение трех столетий, все больше приобретая неповторимый национальный колорит. В архитектурном облике города сочетаются современность и старина. 185 памятников архитектуры и градостроительства, 51 памятник истории, 3 памятника искусства находятся под охраной государства.

Многих может заинтересовать уникальное, единственное в России научно-лечебное учреждение - Центр тибетской медицины в Улан-Удэ.

Тибетская медицина представляет собой уникальную систему медицинских знаний и практического опыта, направленного на сохранение и укрепление здоровья человека, профилактику и лечение. Она обладает обширным арсеналом медицинских средств естественного происхождения, а также немедицинских методов. Это древняя система, происходящая из представлений тибетской цивилизации об окружающей среде, человеке, его здоровье и болезнях, методах диагностики, профилактики и лечения. Традиции целительства дожили до нашего времени без существенных изменений. Поэтому тибетская медицина имеет уникальное значение для современного общества.

Центр тибетской медицины создан в 1989 году с целью изучения и. соединения опыта восточной медицины-и технологических достижений медицины европейской. В Центр входят поликлиника, клиника на 30 мест, две фитоаптеки, научно-производственный отдел. В поликлинике Центра работают специалисты, владеющие методами иглорефлексотерапии, фитотерапии, различными видами массажа и мануальной терапии, а также Эмчи-лама (специалист по традиционной тибетской медицине).

В распоряжении врачей Центра имеется уникальный комплекс пульсовой диагностики, который позволяет оценить состояние организма, а также выявляет заболевание на ранних стадиях.

Клинический отдел Центра предлагает различные типы восточного лечения: иглоукалывание, кровопускание, классический точечный и бесконтактный массаж, тибетские ванны с травами, биокоррекция, мануальная терапия, оздоровительная гимнастика "ушу" и "цигун". . . ;

Гость Улан-Удэ может не только познакомиться со всем этим, но и пройти обследование и даже курс лечения в Центре тибетской медицины.

В настоящее время устанавливаются экономические и культурные связи со многими странами мира, главным образом Азиатского континента. Для этого служит Транссиб и городской аэропорт. Гостей города и края ждут в Улан-Удэ три крупных гостиничных комплекса: "Байкал", "Гэсэр", "Одон"; туристические фирмы "Аян", "Интурист-Бурятия", база отдыха "Энхалук". -

Так что же увидит гость Байкальского края, попав в него через. Иркутск или Улан-Удэ, через западные или восточные ворота?

Народы, обитавшие в этих местах с древнейших времен: "маль-тинцы", "ошуровцы", "серовцы", "глазковцы", "плиточники", "срубники", тунгусы, тюрки, курыканы, "лесные монголы", буряты оставили на берегах Байкала многочисленные, разнообразные памятники своей культуры. Их профессиональное изучение началось еще во время Сибирских экспедиций середины XVIII века. Самым первым было сообщение Якова Линденау - участника академического отряда экспедиции И.Г. Гмелина и Г.Ф. Миллера в 1743 году, Особенно интенсивное изучение этой сокровищницы человечества началось, после образования Восточносибирского отдела Русского географического общества в 1851 году. Сегодня известно более 700 таких археологических памятников байкальской истории: стоянки, пещерные памятники, могильники, наскальные рисунки (писаницы), каменные стены - городища, культовые памятники. Что это такое?

Данный раздел составлен на основе кн. "Исторический путеводитель Байкал, Якутия, Камчатка
изд. ВЕЧЕ 2002г.



Мир путешествий и приключений OUTDOORS.RU
Мир путешествий и приключений