Путешествие по России Путешествие по России

Республика Коми

Алтай
Байкал
Катчатка
Кольский
Коми
Красноярск
Саяны
Тува
Якутия

Стефан Пермский

Личность Стефана Пермского до сих пор вызывает немало споров. Часть ученых считает, что его приход - яркий пример колонизаторской политики окрепшего Московского княжества и внедрения православия "огнем и мечом". Другие предполагают, что появление Стефана, введение им пракоми в христианский мир позволило сохранить коми народ от ассимиляции другими народами, в том числе и славянами. Территория речных долин в низовьях Выми и центре Вычегды, где в XIV в. проживала основная часть финноугорских племен, ставших в дальнейшем народом коми, привлекала вогулов, вятичей и новгородцев. Принятие христианства и подчинение Москве позволили населению обрести защиту от внешних врагов. Кроме того, Стефан создал государственную социальную структуру, то есть первые школы, первые приюты для сирых и голодных при монашеских обителях. Стефан Пермский остановил и разорительные набеги новгородских ушкуйников. И все же главным подвигом этого монаха по праву считается создание коми письменности и перевод книг на коми язык. Для создания коми азбуки Стефан Пермский использовал не только буквы кириллицы, но и родовые знаки - пасы - пракоми народов. Он был первым на территории Русского государства, повторившим духовный подвиг салунских братьев - Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности.

Апофеозом его деятельности считается поединок с Памом - языческим жрецом и духовным вождем пермян. Пам, чувствуя, как уходит власть над соплеменниками, вызвал пришлого священника на испытание стихиями огня и воды. Стефан не испугался огромного разожженного костра и шагнул в "пламень огненный", Пам отказался это сделать и ушел с верными ему людьми за Урал к вогулам. Житие Стефана Пермского, созданное его младшим современником Епифанием Премудрым и сохранившееся в нескольких списках до наших дней, повествует и о том, что был Стефан Пермский духовным братом Сергию Радонежскому, благословившему Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Отметился Стефан Пермский и иконописью. Единственное сохранившееся произведение - Зырянская Троица - сегодня находится в краеведческом музее Вологды, но ее копия есть в Национальной художественной галерее Республики Коми в Сыктывкаре. Интересный факт: ряд исследователей считает, что сюжетные линии Зырянской Троицы повлияли на создание иконы Святой Троицы Андреем Рублевым.

В конце XIV - XV вв. Усть-Вымь была одним из важнейших опорных пунктов Московского государства на европейском Северо-Востоке. Но с 1564 г., после того, как центр епархии был перенесен в Вологду, значение Усть-Выми падает. Селение осталось центром епископских владений в Коми крае. Спустя столетие здесь было 5 дворов и келий церковнослужителей, 30 крестьянских дворов и 5 деревянных церквей (Благовещения; Стефана Великопермского; во имя епископов Пермских Герасима, Питирима и Ионы; Архангела Михаила; Николая Чудотворца). В 1712 г. здесь построили первый (во всем Коми крае) двухэтажный каменный Вознесенский храм с каменной колокольней. В 1764 г. были упразднены Усть-Вымская вотчина епископов и монастырь. В начале XX в. в Усть-Выми, помимо школ и церквей, располагались 6 лавок, парикмахерская, почтовая станция. Местные жители занимались земледелием, животноводством, охотой, извозом и сплавом леса. С 1929 по 1943 г. Усть-Вымь - центр района.

Усть-Вымский лагерь НКВД был организован в 1938 г. Основное направление производства - лесозаготовка и лесопиление. Включал в себя три лаготделения - Локчимское, Княжпогостское, Вожаельское. В Устьвымлаге в разное время содержалось от 14000 до 25000 заключенных. Особенностью этого лагеря было преобладание осужденных по политическим статьям - до 55%. С 1940 г. лагпункты пополняются поляками, немцами, курдами, турками. Только чуть более 9% отбывавших наказание были уголовными преступниками. Полного списка всех прошедших по этапам Устьвымлага еще нет. Созданием его занимаются участники движения "Мемориал". Они же поставили несколько обетных крестов на кладбищах с безымянными могилами, чтобы приезжающим было где помянуть своих близких. Члены этой общественной организации оказывают посильную помощь приезжающим.

Из светских построек XIX - начала XX вв. сохранились: дом купца Камбалова, комплекс зданий земской больницы (сегодня в нем располагается Усть-вымский краеведческий музей). В Усть-Выми установлены памятники погибшим в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, памятный знак в честь 600-летия села - гигантский флюгер "Птица счастья".




по материалам путеводителя Ле Пти Фюте "Республика Коми" 2004г.



Мир путешествий и приключений OUTDOORS.RU
Мир путешествий и приключений