Путешествие по России Путешествие по России

Красноярский край

Алтай
Байкал
Катчатка
Кольский
Коми
Красноярск
Саяны
Тува
Якутия

Канская лесостепь

От Красноярска на восток Транссиб проходит по Канской лесостепи, которая ограничена на северо-западе Енисейским кряжем, на юге - Восточным Сая-ном, а на северо-востоке примыкает к Среднесибирскому плоскогорью. Территория представляет собою холмисто-увалистую равнину. Климат резко континентальный. Леса сохранились по всей территории, иногда в виде березовых колков с примесью осины, сосны, лиственницы. Значительная часть земель распахана. Развито сельское хозяйство. Много месторождений полезных ископаемых: Громадское месторождение гранитов, Бородинское угольное месторождение, близ Заозерного есть месторождения поваренной соли, угля, слюды. Особо следует выделить Канско-Ачинский угольный бассейн - один из крупнейших на планете узлов угленакопления. Мощность угольных пластов до 70 м. Бассейн тянется вдоль Транссибирской магистрали на 800 км. Уголь добывается на крупнейших в России угольных разрезах "Назаровский" (Назарове) и "Березовский" (поселок Дубинине).

ПО ТРАНССИБУ

С запада на восток Красноярский край пересекает Транссибирская магистраль, протяженность которой в пределах края составляет 648 км. Параллельно железной дороге через край проходил знаменитый Московский тракт (в Центральной России его называют Сибирским), ныне это магистральная дорога "Байкал" (М-53),

19 мая 1891 г. цесаревич Николай Романов по поручению своего отца, царствующего Александра III, заложил первый камень в основание Великого сибирского рельсового пути во Владивостоке, где находился проездом, возвращаясь из дальнего путешествия по странам Востока. 17 июня 1891 г. цесаревича Николая встречали красноярцы. В городе знали о планах строительства железной дороги и по-разному относились к этому: кто-то приветствовал дорогу, кому-то было жаль расстаться с привычным сибирским патриархальным хозяйственным укладом. Вскоре цесаревич Николай возглавил Комитет Сибирской железной дороги, и даже после вступления на престол 21 октября 1901 г., став императором Николаем II, он оставил за собой пост председателя Комитета. Строительство дороги финансировалось из государственного бюджета без привлечения иностранного капитала. Все работы велись вручную. Первый поезд пришел в Красноярск 6 декабря 1895 г. Движение поездов между Новониколаевском (Новосибирском) и Красноярском стало регулярным в 1898 г., а между Красноярском и Иркутском - в 1899 г., после завершения строительства моста через Енисей.

С открытием этого пути Сибирь, в том числе и Енисейская губерния, вышла на мировой рынок. Вследствие увеличения переселенческих потоков стали быстро расти города (близ дороги), развиваться кредитные операции и торговля, горное дело и золотопромышленность получили новую технику, все более привлекая заграничные капиталы к разработке богатейших недр. Натуральное хозяйство постепенно перешло к денежному, то есть капиталистическому. Сибирское масло продавалось в Европе. Из Енисейской губернии вывозились значительные партии кедровых орехов. Не были забыты и духовные потребности населения: так, на средства Фонда имени императора Александра III Комитетом Сибирской железной дороги были выстроены вдоль Транссибирской магистрали к 1901 г. 167 церквей (например, на станциях Боготол, Ольгинская, Петрушково и Иланская) и 107 школ, некоторые из них функционируют до наших дней. В 1959 г. началась электрификация Красноярской железной дороги. И сегодня красноярский железнодорожный узел - один из наиболее грузонапряженных в России.

Путешествие вдоль Транссибирской магистрали по Московскому тракту (шоссе М-53) можно начать с посещения ранее закрытого города Железногорска, окрестностей Шалинского: побывать в районе Майских столбов, в пещерах Большая Орешная, Баджейская и др. И далее - к Выезжему Логу, чтобы попасть на июльский фестиваль бардовской песни.




по материалам путеводителя Ле Пти Фюте "Красноярский край" 2004г.



Мир путешествий и приключений OUTDOORS.RU
Мир путешествий и приключений