Путешествие по России Путешествие по России

Тува
Якутия

По хребту Ергак-Таргак-Тайга

Хребет Ергак-Таргак-Тайга начинается у истоков Уса, Хута и Амыла. От Черного озера водораздельная линия хребта уходит на северо-восток и от восточного края гольцовой зоны — горы Кынзы-Маде, расположенной в 24 км от Черного озера,—круто поворачивает на север. В 50—60 км от Кынзы-Маде по прямой линии хребет плавной дугой обходит истоки Сыстыг-Хема и его большого левого притока — реки Айна и тянется далее на восток до стыка с Восточным Саяном у истока Левого Казыра. От Сыстыг-Хема до Левого Казыра — по прямой еще 150 км. Общая длина хребта—около 230— 250 км. С хребта на юг текут крупные притоки Бий-Хема и Хамсары— Сыстыг-Хем, Чаваш, Кадыр-Ос, на север — Амыл и его верхние правые притоки и верхние левые притоки Казыра.

Хребет почти не освоен туристами. Только несколько групп пересекли его с севера на юг и с юга на север. Здесь множество интересных туристских объектов, прежде всего масса озер в истоках реки Чапши—Кара-Холь, Тульбер-Холь, Ак-Холь (бассейн Сыстыг-Хема), Эмген-Холь, Халет-Холь, Мезельдик-Холь (в бассейне Чаваша) и другие.

Ергак-Таргак-Тайга на западе редко поднимается над линией леса. Только вокруг вершин Кынзы-Маде (2033 м), 2061 м, Хаспург (1765 м), 1972 м есть гольцовые зоны. От гольца с отметкой 2571 м на восток гольцовая полоса тянется без разрывов. Тайга здесь богата дичью, реки и озера — рыбой. Все осложняется тем, что к местам этим нет близких и простых подходов.

Подойти к хребту можно из поселка Арадан на реке Ус, из поселков Хут, Сейба, Сыстыг-Хем и Ырбан на реке Бий-Хем и его притоках и из поселка Верхняя Гутара Иркутской области. Лет 15—20 назад в Каратузском районе Красноярского края по верховьям Амыла, по знаменитой прежде Амыльской тропе стояли маленькие охотничьи и приисковые поселки. Большинство их в последние годы прекратило свое существование.

От Черного озера в верховья Уса нет тропы к Амылу, хотя его правый исток находится всего в 600—700м от северо-восточного берега озера. Тропа начинается в 7—8 км от озера у охотничьей избушки в верховьях Амыла. Идти туда лучше по тропе вниз по Усу до первого отворота ее налево через Ус на Анягус. В месте отворота повернуть без тропы на северо-восток и подняться на невысокий перевал, расположенный в зоне гольцовых тундр. С перевала откроется вид на оба верхних истока Амыла. На северо-восточном склоне гольца, в междуречье амыльских истоков, начинается охотничья тропа по Амылу. В 300 м выше слияния истоков есть старая охотничья избушка. От нее вниз по левому берегу, лишь изредка отступая от него, идет тропа. Через 10 км снова встречается изба, а через 10—12 км —еще одна. У третьей избушки в устье реки Уртек-Сук тропа пересекает Амыл и тянется его правым берегом. В 10 км ниже Уртек-Сука в Амыл впадает Кызыл-Бурлюк. Двигаясь по нему вверх, можно через 20—25 км выйти на вершину горы Кынзы-Маде.

У устья следующего правого ключа в 1,5—2 км ниже Кызыл-Бурлюка тропы расходятся. Одна идет дальше вниз по Амылу, а другая поворачивает на восток, пересекает заимку Чеблоковск и взбирается на северное плечо (седловина) горы Хаспург.

Отсюда тропа спускается на реку Черная—левый приток Шет-Хема, идет по нему 5—6 км, круто сворачивает на север, уходит по плоскому перевалу в долину реки Алгий (правый приток Сыстыг-Хема). В верховьях Алгия раньше находились поселки Октябрьский и Усть-Алгийская. По левому берегу Алгия тропа спускается к охотничьей избушке на правом берегу Сыстыг-Хема. В 20 км ниже избушки вниз по Сыстыг-Хему начинается от устья Айны хорошая тропа до поселка Сыстыг-Хем. Она идет левым берегом Сыстыг-Хема, через 15—17 км пересекает реку Чапши, еще через 5 км, в устье Иргиш-Хема, уходит на правый берег реки. От Иргиш-Хема до дельты реки Кугар тропа идет по субальпийскому лугу (12—15 км), около Кугара снова переходит на левый берег и через 20 км приводит в поселок Сыстыг-Хем. Уже в 10 км выше Айны от Шет-Хема Сыстыг-Хем безопасен для любого сплава. Течение спокойное. От устья Шет-Хема до впадения в Бий-Хем река падает всего на 60— 70 м. Правда, иногда встречаются мели.

Тропа, ушедшая по Амылу ниже Чеблоковска, через 6—7 км, минуя бывшие поселки Верхний Амыл и Кундусук (последний остается в стороне), пересекает Амыл, покидает его, взбирается на перевал (200—270 м подъема) и по южному склону горы над правым берегом ручья выводит снова на Амыл выше впадения в него слева реки Большая Весь. По правому берегу Амыла тропа доходит до избушки в устье речки Семиречка, переходит Амыл вброд, покидает его и уходит к поселку Нижний Амыл, оставляя справа в 7—10 км устье Кандата, от которого возможен сплав по Амылу на любых туристских судах. Отсюда Амыл—тихая равнинная река с заболоченными берегами, протоками, ленивыми плесами.

Сплав на легких туристских судах возможен уже от Кызыл-Бурлюка. Отсюда до Кандата Амыл—типично горная река с шиверами и прижимами. Перед Кандатом есть сложные повороты. Однако это всего-навсего 50 км.

От поселка Ырбан на Бий-Хеме по реке Чаваш есть охотничья тропа к озерам и гольцам средней части хребта Ергак-Таргак-Тайга. Из Ырбана тропа уходит к реке Уза ив 1,5 км выше ее впадения в Хамсару пересекает ее. Через 2,5 км — развилка троп: правая форсирует Хамсару и уходит вверх по правому берегу Бий-Хема, левая через 2 км выводит к устью Чаваша и ведет дальше вверх по его правому берегу. Еще 10—12 км—и снова развилка троп. На левом берегу на стрелке Чаваша и Арт-Гола стоит избушка. От нее по Арт-Голу уходит тропа. Тропа по Чавашу поднимается на его правый берег по незначительному ключу (5—6 км), обходит невысокую лесистую гору слева и скоро снова выходит к реке. Почти 10 км тропа тянется по субальпийским лугам.

От устья Арт-Гола до устья Чазылыг-Хема—25— 30 км. Здесь тропа окончательно покидает Чаваш и идет вверх уже по левому берегу Чазылыг-Хема. Через 15 км она выводит к левому притоку Чазылыг-Хема и поднимается по правому берегу на реку Кадыр-Ос—приток Чаваша (около 10 км). На восток от места брода через приток Чазылыг-Хема в 8—10 км за Чавашем находится озеро Эмген-Холь. К нему можно пройти от устья Кадыр-Оса и Хуннуга, которые почти одновременно впадают в Чаваш. Эмген-Холь лежит в 4—5 км отсюда в юго-восточном направлении.

При движении по тропе сверху от устья Кадыр-Оса и Хуннуга возможен сплав вниз по Чавашу. На Чаваше есть препятствия — упавшие с берега деревья и заломы в некоторых поворотах реки и на осередках.

Через 3—5 км после выхода тропы на Кадыр-Ос слева появляется безлесная гора. Тропа здесь идет у подошвы горы, огибает ее с северо-востока по берегу небольшого притока Кадыр-Оса, обходя большой заболоченный участок леса на правом берегу Кадыр-Оса. За ручьем на северо-запад виден еще один голец. Тропа пересекает ручей и тянется у восточного склона гольца на север. За гольцом на западе открываются изрезанные ледниками восточные склоны гольца Орта-Онуш (2498 м). В горах прячутся десятки чистых каровых озер. Подъем на Орта-Онуш прост и доступен с юго-востока от тропы по Кадыр-Осу.

Тропа поднимается по Кадыр-Осу на перевал через водораздельный хребет Ергак-Таргак-Тайга.

На одном из верхних левых притоков Кадыр-Оса лежит озеро Мезельдик-Холь. От тропы до озера — 5 км. Оно находится за единственной горой правее тропы за Кадыр-Осом.

За перевалом тропа спускается к реке Рыбная (левый приток Казыра). Через 6—7 км вниз по Рыбной в нее впадает приток. По нему есть тропа вверх. Через 5 км она уходит от реки на запад на пологий перевал. Небольшой подъем, и сверху открывается вид на озеро Кара-Холь, исток Чапши. Озеро вытянуто с запада на восток на 6—7 км, а с юга и севера стиснуто горами до 600 м. Северный склон до самых вершин покрыт тайгой. Над каемкой прибрежной тайги южного склона поднимается голец. Озеро обильно рыбой — хариусом, ленком. Тропа вдоль озера идет по южному берегу.

От западного конца Кара-Холя по реке Чапши вниз уходит тропа к Сыстыг-Хему. Через 15 км слева в Чапши впадает река Дус (Дус-Хем). На Дусе расположены еще два прекрасных озера — Лк-Холь (в зоне тайги) и Тульбер-Холь. Берега Ак-Холя — переувлажнены, болотисты, а Тульбер-Холя — сухи, остепнены.

Голец Орта-Онуш и система его озер — интересный объект туризма. Здесь есть медведи, крупные копытные—лоси, маралы, кабарга.

По Рыбной тропа идет вниз по правому берегу. Через 25—27 км, где Рыбная круто поворачивает на запад, в левом повороте с севера падает ключ. По ключу тропа уходит на север, оставляя справа в 3—5 км невысокий незаметный водораздел, и по небольшому таежному ключу выводит к Казыру ниже Верхне-Китатского порога. Отсюда возможен сплав по Казыру (см. В. Рогальский. Туристские маршруты в Саянах. ФиС, 1968).

Восточная часть хребта Ергак-Таргак-Тайга доступна из поселка Верхняя Гутара Иркутской области. Маршруты из Верхней Гутары описаны в упомянутой книге В. Рогальского. Мы сообщим только о двух малоизвестных туристам объектах на маршруте Гутара—Идено—Киштннской перевал (перевал Федосеева).

В 3 км от устья реки Сухой Идеи на ней находится водопад, не уступающий по красоте широко известному Гутарскому. Тропы к водопаду пока нет. Приходится пробираться по тайге с подлеском из колючей карликовой березки. Можно идти и по имеющейся тропе к выпасам на Каш-Даге, которая отходит от тропы на Иденский перевал в 1,5—2 км от устья Сухого Идена у старого оленьего загона. Через 2 км от развилки троп свернуть без тропы к Сухому Идепу. Скоро будет слышен характерный шум падающей воды.

Вода Сухого Идена падает с высоты 20—30 м в широкий, солнечный каньон с известняковыми стенами. В каньоне река расширяется, образуя маленькое озеро, и через нижнюю щель бежит дальше к Идену. О водопаде на Сухом Идене не знают местные жители. Он неизвестен и работающим там геологам.

На вершине Иденского перевала, над северным берегом озера, из которого вытекает один из левых притоков Малой Кишты, на террасе восточного гольца возвышается обелиск, стилизованный под геодезический знак. Это могила писателя Г. А. Федосеева. Обелиск был сооружен и открыт в июне—июле 1969 г. По памятнику на вершине Идепский перевал называют перевалом Федосеева. Туристы возлагают горные цветы к подножию памятника-обелиска.