Путешествие по России Путешествие по России

Тува
Якутия

На озеро Пазарым и гору Каратош

Озеро Пазарым лежит на северном склоне хребта Кезек-Тайга в среднем течении реки Каратош. Добраться сюда можно от озера Кара-Холь и устья Куру-Куля.

От Кара-Холя на Пазарым ведет тропа вдоль левого берега Монагы. Тропа пересекает Устю-Элдиг-Хем в ее устье и вдоль правого берега реки Самжур идет вверх почти до истоков. В устье Самжур широк—60—70 м, однако очень мелок: в межень в середине лета — всего 20—30 см. Течение спокойное, дно удобное для брода. Вторая тропа на Пазарым тянется сначала по левому берегу Монагы, мимо тувинских юрт, встречающихся через 1—2 км. Через 1,5—2 км она взбирается по распадку на высокое заболоченное плато междуречья Монагы и Самжура и пересекает его прямо на север. Тропа мокрая, грязная, часто исчезающая в болотах. Идти по реке хотя и дольше, но удобнее.

У слияния двух истоков Самжура обе тропы соединяются и идут по левой образующей вверх к хребту Кезек-Тайга. С перевала на север спуск крутой, но не длинный. Тропа в долине речки, впадающей в озеро, завалена деревьями. От перевала до озера по тропе—5—7 км. Здесь, на озере, в устье двух рукавов речки на отмели — лучшее место рыбалки.

Тропа на реку Каратош обходит озеро по его западной стороне. У истока коротенькой речки Пазарымка, вытекающей из озера и тут же впадающей в Каратош, находится рубленая со мхом зимняя охотничья избушка. Вокруг лиственничный лес, выгоревший во многих местах.

По левому берегу Каратоша от верховий до устья идет хорошая торная тропа. От озера Пазарым до устья Каратоша—25—30 км, от устья Каратоша до устья Куру-Куля—около 3 км. По Куру-Кулю можно выйти на Курукульский перевал и спуститься на дорогу Абаза— Ак-Довурак. Отсюда до Абазы — 133 км.

По каратошской тропе туристы выходят на вершину Западного Саяна—гору Каратош (2930 м). Подъем на нее несложен, осуществляется по юго-восточному склону из долины левого притока Каратоша, берущего начало в карах Каратошского гольца. Нужно только не углубляться в кар, а заблаговременно выйти на плечо хребта.

На гору Каратош можно пройти более длинным, но зато менее исхоженным маршрутом. Путь начинается в поселке Большой Он и идет вверх по реке Она, затем по ее левому притоку—Карасуме. От поселка до устья Карасумы — 7—8 км. Через 25—30 км движения в Карасуму впадает справа река Кызыл-Кузуксу, правые истоки которой стекают с северо-западных отрогов массива горы Каратош.

Места по Кызыл-Кузуксу дикие. Здесь, как и на Элдиг-Хемах, Субурдуке и Куру-Куле, встречаются медведь, рысь, росомаха. Кстати, у озер и по переувлажненным поймам приозерных рек в Западном Саяне встречаются гадюки.