Путешествие по России Путешествие по России

Тува
Якутия

На озеро Бедуй, на Малый и Большой Абакан, к горячему источнику Аржан-Су

В главе “Водные походы” уже описаны пути к Большому Абакану с запада, со стороны Телецкого озера. Пешие путешествия на Абаканы, а также комбинированные пеше-водные интереснее начинать с востока, с дороги Абаза — Ак-Довурак. Исходные пункты таких путешествий — поселок Большой Он, Курукульский перевал, озеро Кара-Холь.

Бассейны истоков двух Абаканов и их притоков — давние угодья саянских охотников и рыбаков. По берегам многих рек построены низкие, теплые избушки. Тропы здесь часто перегорожены свежими и старыми стволами упавших деревьев, иногда перехвачены молодой порослью ельника, иногда теряются на каменных или щебнистых грунтах и болотах. Тропы пробиты, как правило, по берегам рек, а если реки прячутся в каньоны, то взбираются на водораздельные гольцы. Ходьба без троп трудна и очень медленна из-за бурелома, болот, скал. В случае потери тропы лучше потратить время на ее поиски, чем бездумно бросаться в путь по азимуту.

Лучший вариант движения к истокам Абаканов — от Курукульского перевала по уже описанной тропе до реки Она. По Оне вниз, как уже говорилось, идет тропа от устья Куру-Куля до устья Каратоша (3—4 км). В 3 км ниже Каратоша на правом берегу Омы идет вниз по реке конная тропа, которая, в основном, сохранилась.

Брод через Ону на Каратош—ниже устья Каратоша. Тропа по Каратошу — хорошая, идет по лугам, через светлые “таежки” лиственниц. За отворотом тропы на озеро Пазарым долина расширяется, тропа поднимается на водораздел бассейнов Омы и Малого Абакана вдоль левого берега Каратоша. Там, где Каратош круто поворачивает с севера на восток, тропа переходит на правый берег и поднимается на Каратошский перевал (1874 м). От реки до перевала — 1 км. От устья Пазарымки до перевала — 15—18 км.

С перевала открывается вид на заснеженные гольцы и пики хребта, поднимающиеся почти на 3 км. На север протянулся хребет Чукчут, ближние вершины которого превышают 2,5 км. Видны отсюда и истоки реки Изерла. Один из них — Пазаек берет начало на юге, в карах водораздельного хребта Сальджур, делящего бассейны Монагы, Оны и Малого Абакана.

С перевала тропа спускается строго на запад в долину небольшого правого притока Пазаека; скалистые останцы преграждают путь, и тропа тянется снова вверх, в бурную речушку, вторую составляющую Изерлы. При слиянии ее и Пазаека стоит охотничья избушка. Лес ниже Пазаека вырублен. Отсюда вверх по Пазаеку уходит в кары Сальджурского хребта тропа геологов.

Изерла — бурная и живописная. Она то и дело скрывается в узких каньонах, иногда поднимающихся над рекой па 50 м и более, часто низвергается водопадами. От плоского Каратошского перевала до слияния Пазаека с правым притоком — 7—9 км. Это начало Изерлы. В 5 км ниже она принимает правый приток. В 2 км вверх от устья выше каньона на притоке есть красивый водопад высотой 18—20 м. На запад от водопада поднимается почти на километр гора Высокая (2499 м).

Гору обходят двумя путями: северным и южным. Южный идет по трудной, часто теряющейся тропе левого берега Изерлы. От устья “Водопадной” речки до Малого Абакана—15—18 км тяжелой тропы. Через 1 км ниже устья “Водопадной” в Изерлу впадает река Уздинек, в истоках которой с десяток красивейших каровых озер.

Другой путь лежит по “Водопадной”. Через 1,5— 2 км следует подняться на северо-восточный отрог Высокой и через 3—4 км спуститься к речке — правому притоку Изерлы. Тропа проложена в зоне гольцов правого борта речки и спускается к Изерле в 2—3 км от Малого Абакана.

В 3 км выше устья Изерлы в Малый Абакан впадает слева река Аян. Ниже устья Ляпа есть охотничья избушка, против которой можно перейти Малый Абакан по средней воде. Лучший брод—в 100 м выше устья Аяна. От устья Аяна на Аянский перевал через хребет Карлыган троп нет, хотя от избушки до перевала по прямой 7—8 км. Идти на перевал надо по тропе вдоль правого берега Малого Абакана вверх или вниз: вверх—до слияния рек Аныяк и Чибит, образующих Малый Абакан, а вниз — до первого левого притока Малого Абакана ниже Изерлы.

От устья Аяна до начала Малого Абакана—6—7 км хорошей тропы. Ниже стрелки Чибита и Аныяка тропа переходит через Малый Абакан и идет вверх по Аныяку на юго-запад. Там, где долина Аныяка плавно поворачивает на юг к истокам реки, в него впадает слева река Сулу-Куль. Здесь тропа раздваивается. Тропа на Большой Абакан бежит по Сулу-Кулю на северо-запад, спускается в долину верхнего Аяна (7—8 км), пересекает его и, сохраняя прежнее направление, выходит на плоский Аянский перевал. С перевала тропа спускается к правому истоку Большого Казырсука и по правому берегу приводит к месту слияния двух истоков. От перевала до слияния истоков — 7—8 км.

Интересна тропа вверх по Аныяку. От Сулу-Куля она бежит по левому берегу Аныяка, пересекает реку и поднимается на водораздел Аныяка и Чибита. Через 6— 8 км после брода через Аныяк тропа подходит к левой составляющей Чибита — речке Кызыл-Балкаш (Болгаш). Вторая составляющая Чибита—речка Кумый. По Кызыл-Балкашу тропа идет вверх 6—7 км и еще через 1—2 км поднимается на перевал Кызыл-Балкаш на Шапшальском хребте (не Балкай!). С перевала тропа спускается в речку Кара-Тумыш, тянется 4—5 км вдоль ее левого берега, затем покидает ее, пересекает заболоченное урочище Ташту и приводит к озеру Итыкуль, из которого вытекает Чульча (алтайская) —правый приток Чулышмана. От Итыкуля есть тропы на Монагы, на Узун-Холь, Кара-Сулук и Алаш, на Телецкое озеро.

От перевала Кызыл-Балкаш всего несколько километров до вершины гольца Ажу-Тайга (2858 м).

Вторая тропа от Изерлы на Аянский перевал на Карлыгане идет, как говорилось, вверх по левому притоку Малого Абакана, впадающего в 5 км ниже Изерлы. Через 2—2,5 км тропа сворачивает на юго-запад, поднимается на гору и, пересекая левые притоки Аяна, выводит на вершину Аянского перевала.

От слияния двух истоков Большого Казырсука до озера Бедуй (Тайменное) — всего 2 км. Путь на Бедуй (Поодуй) лежит по ключу, впадающему в левый Большой Казырсук, и по правому берегу выводит к озеру. Этот ключ, вопреки распространенному мнению, не вытекает из Бедуя, хотя фильтрация от озера к ключу вероятна. Бедуй имеет около 3 км в длину и около 1,5 км в ширину. У западного берега — старая база геологов. Тропа вдоль озера идет по северному берегу. В Бедуе водятся хариус и таймень.

Из озера вытекает на запад речка Малый Бедуй, вдоль нее идет тропа вниз, иногда переходя речку. Через 4 км с юга подходит Большой Бедуй. Тропа пересекает оба Бедуя и выходит на левый берег реки Бедуй. Через 10 км слева в Бедуй впадает Вторая речка, еще через 4 км тоже слева—Большой ключ. От Большого ключа до теплого целебного источника Абаканский Аржан-Су-—2—2,5 км.

Источник Аржан-Су находится на левом берегу реки Бедуй, в 200 м от берега. От него до Большого Абакана идет хорошая тропа. По ней до устья Бедуя — 5 км. Источник известен хакасам, алтайцам и тувинцам с незапамятных времен. За много сотен километров пешком и верхом пробирались сюда больные люди. Слава о целительной силе Аржан-Су шла от аила к аилу, от стойбища к стойбищу. Температура воды источника 37,4°. Вода содержит радиоактивные микроэлементы и, по словам лечащихся, исцеляет ревматизм, радикулит, конъюнктивит, желудочные заболевания. Поскольку желающих принять ванны много, купания регламентируются самими посетителями. Из Абазы до устья Бедуя ходят лодки-моторки, хозяева которых по договоренности возят пассажиров на “Теплые воды”.

В 2—2,5 км от Аржан-Су тропа, ушедшая к Большому Абакану, раздваивается: одна ветвь идет к устью Бедуя, другая — на запад. Вторая тропа выходит к броду через Большой Абакан выше устья реки Коный. По левому берегу Большого Абакана есть тропа к верховьям по меньшей мере до устья реки Коэтру (левый приток Большого Абакана). По Коэтру—один из путей туристов с Телецкого озера.

От устья Бедуя можно плыть вниз по Абакану до Абазы (см. “Водные маршруты”).