Путешествие по России Путешествие по России

Тува
Якутия

К Телецкому озеру

В последние годы становятся популярными пешие маршруты от дороги Абаза—Ак-Довурак к Телецкому озеру. Один из них изложен в предыдущем разделе и в главе “Водные походы” (“По Абакану”). О двух других будет рассказано здесь.

Первый начинается у северного конца озера Кара-Холь на тропе, которая ведет к озеру Пазарым. Перейдя реку Самжур в ее устье, тропа на Пазарым сворачивает на север, а хорошая горная тропа к Шапшальскому хребту—на запад по левому берегу Мойагы. Через 30 км от устья Самжура тропа форсирует реку Ман, а еще через 7 км выводит к реке Мазань. Путь выше Мана лежит по заболоченной плоской долине Монагы. В верховьях тропа пересекает Монагы, выходит на ее правый берег, поднимается на Пограничный перевал и тут же спускается в долину Кумыя (итыкульского!). По Кумыю к Итыкулю тропа тянется по правому берегу реки. В 8 км после брода через Кумый от основной тропы отделяется тропа. Она идет на юго-восток по правому берегу притока Кумыя — реки Кара-Сулук — и через 6—7 км выводит к озеру Узун-Холь (длина 5—6 км, ширина до 1,5 км).

Прямая тропа к озеру Итыкуль бежит по правому берегу Кумыя по сильно заболоченной пойме. Чем ближе к озеру, тем непроходимее болото. Не доходя до Итыкуля около 1 км, тропа забирает на север и в 3—4 км пересекает реку Кара-Тумыш (Итыкуль).

Озеро Итыкуль достигает в длину 5—6 км при максимальной ширине 1 км. Берега покрыты лесами. Тропа вдоль водоема тянется по северо-западному берегу и выводит в юго-западный конец Итыкуля к истоку реки Чульча (алтайская). От истока Чульчи тропа идет по правому берегу реки до левого притока—Яхансору. Против Яхансору тропа отрывается от Чульчи на северо-запад, к озеру Сайгоныш, а затем по южным склонам гольцового массива Сундруктын-Тайга выходит на Чулышманское плато. Тропа по плоскогорью обходит приустьевый каньон Чульчи и спускается к Чулышману ниже поселка Аккурум. Отсюда до Телецкого озера — день ходьбы по хорошей дороге.

Еще один маршрут до Итыкуля, а дальше и до Телецкого озера идет от местечка Туралыг-Аксы на Алаше, пересекает реку Кара-Холь и по водораздельному гребню между рекой Оруг (правый приток Кара-Холя) и Кара-Сулук (левый приток Чульчи тувинской) идет на северо-запад. Через 15—17 км тропа пересекает небольшую речку, впадающую в Кара-Сулук. Длина реки—около Зкм. Река вытекает из моренного озера Сарлыг-Холь. Через 5 км с севера в Кара-Сулук впадает еще один приток. Этот приток берет начало в каре вершины хребта Ери-Тайга—Острого Пика (2995 м), подняться на который можно с южной стороны.

Далее на запад хребет Ери-Тайга становится сглаженным; в межгорных котловинах много озер, мимо которых и идет тропа на большое озеро Иери-Холь (длина 4 км, ширина около 1 км). Тропа проходит у южного берега озера, поднимается в северо-западном направлении по склону Шапшальского хребта на Пограничный перевал и уходит к реке Кумый, встречаясь на перевале с тропой, пришедшей с Монагы. Тропа по Кумыю ведет к озеру Итыкуль.