Путешествие по России Путешествие по России

САЯНЫ

Алтай
Байкал
Катчатка
Кольский
Коми
Красноярск
Саяны
Тува
Якутия

Прошлое и будущее края

В холмистых степях Тувы и Минусинской котловины, непосредственно примыкающих к горам Западного Саяна, человек появился 20—25 тысяч лет назад.

Все эпохи ранней человеческой истории оставили в отрогах Саян свои следы. Палеолит сменился неолитом, неолит—бронзой, а бронза—железом. Охота и собирательство уступили место скотоводству и земледелию. Появлялись и исчезали племена, народы и расы.

Древние народы предгорьев Западного Саяна имели высокую культуру. Так, предки хакасов добывали и обрабатывали железо, медь, серебро, золото, знали поливное, арычное земледелие, владели письменностью. Древнее поливное земледелие было известно и в сухих степях Хемчикской котловины. По предположениям, именно в Саянах человек впервые приручил северного оленя, дав начало всему северному оленеводству.

О древних связях жителей присаянских степей свидетельствуют находки монет древнего Китая, арабского Востока и романского Причерноморья.

Первые русские появились в Западном Саяне в 1615 году. Ими были царские послы В. Тюменец и И. Петров, ходившие с посольством в Тувинские земли и оставившие записки, где содержались отдельные географические сведения о крае.

В 1628 году русские землепроходцы основали Красноярский острог в северной части Минусинской котловины, в которой в ту пору кочевали хакасские и самодийские племена качинцев, кызыльцев, сагайцев, белтиров, камасинцев. Хакасско-самодийские племена систематически подвергались набегам засаянских грабителей-джунгарцев. Для защиты местных жителей от этих набегов в 1707 году на высоком правом берегу Енисея была воздвигнута самая южная русская крепость—Абаканский острог (теперь—на дне Красноярского водохранилища неподалеку от села Краснотуранское).

Служилые люди Абаканского острога, а также Саянского, построенного в месте выхода Енисея из Саянских гор, ставили караулы у перевальных троп через Саяны в Минусинские степи—на реках Кебеж (тропа по Усу и Кебежу), Амыл (на известнейшей “Амыльской тропе” по Хуту и Амылу), на Таштыпе и Арбаты (тропы через Джебашский хребет, Кантегир и перевал Сабын-Даба). К приходу русских на юге края жило, по самым щедрым подсчетам, едва 10 тысяч туземцев.

До середины XIX века даже плодородные земли Минусинской котловины были освоены чрезвычайно слабо. Развитие капитализма в России, отмена крепостного права, классовое расслоение деревни в Европейской России вызвали поток переселенцев в Сибирь, и особенно большой в Минусинское Присаянье. Русские переселенцы оседали в правобережье Енисея, в лесостепи и подтайге. Степной левый берег оставался хакасским. Новоселы занимались экстенсивным сельским хозяйством, хакасы весь год пасли по сухим степям большие табуны овец и косяки лошадей.

Интенсивная колонизация благодатных минусинских лесостепей скоро привела к недостатку удобной пахотной земли. Русские начинают оседать на землях левого берега Енисея, в междуречье Енисея и Абакана, в присаянской Койбальскон степи. Тогда же делаются первые попытки колонизовать межгорные саянские котловины (село Усинское) и незаселенные тувинские земли (по реке Ка-Хем). Через Саяны отправляются “дикие” переселенцы—старообрядцы, сектанты, истые искатели обетованного “Беловодья”.

Заселение Минусинского края приводит к вовлечению в хозяйственный оборот ископаемых богатств гор. Начало этого процесса относится еще к 1740 году, когда вступил в эксплуатацию государственный Лугавский медеплавильный завод. Тогда же на притоке Тубы—Ирбе стал действовать Ирбинский чугуноплавильный и железоделательный завод. Однако примитивная техника, низкая производительность труда, слабый сбыт, обусловленный плохими транспортными связями края, привели к закрытию этих заводов.

В 30-х годах XIX века в Саянах было обнаружено золото. “Золотая лихорадка” вызвала к жизни подсобные промыслы, товарное производство продуктов сельского хозяйства, извоз. В 1867 году уральский купец Кольчугин начал разработку железной руды на реке Абакан (“Абаканская благодать”) и построил там же Абаканский завод (Абаза). В Абазе плавили чугун, делали железо, изготовляли для нужд сельского хозяйства и золотодобытчиков лопаты, кирки, подковы, гвозди. Производительность завода была невелика. Он часто менял владельцев, закрывался. Последний раз старый завод работал с 1917 по 1926 год.

В 1914 году Тува была принята под протекторат России. В том же году в центре ее родился город Белоцарск (после революции Хем-Белдир, позднее Кызыл). Тогда же началось строительство первой колесной дороги через Саяны—от Минусинска до Белоцарска, полностью законченное уже в советское время. Усинский тракт был единственной транспортной артерией, связывавшей Туву и Красноярский край, если не считать трудного, действовавшего лишь в короткий период лета водного пути по Енисею, который на первых порах играл главную роль. Только увеличение грузопотока по усовершенствованному Усинскому тракту позволило отказаться от опасного водного пути. В последние годы сооружено еще одно шоссе — Абаза — Ак-Довурак.

Советская власть вовлекает богатства Саян в активный хозяйственный оборот. Геологи открыли в Западном Саяне большие запасы железных и медных руд, золотые россыпи, богатейшие залежи асбеста. В присаянских котловинах найдены пласты каменного угля. Саяны обладают колоссальными энергетическими ресурсами (только Абакан может дать 1,6 миллиона киловатт электроэнергии). В саянской тайге действуют крупные леспромхозы. Строительство новых лесопромышленных комплексов запланировано на ближайшие годы. На озерах Кара-Холь и Большом Буйбинском ведется товарный промысел рыбы. По саянским альпийским и субальпийским лугам— “аянам”—пасется скот совхозов Тувы и Красноярского края. Саянские охотники ведут промысел пушнины.

До последнего времени в силу большой транспортной изолированности горной системы Западного Саяна и прилегающих к нему районов богатства гор не в полной мере служат человеку. Структура орографии левобережного Западного Саяна до сих пор чрезвычайно осложняет развитие внутренних коммуникативных линий. По мере продвижения внутрь гор хребты становятся недоступнее— выше и круче. Имеющиеся тропы пригодны только для людей сильных, выносливых и то с определенным риском.

Железные дороги Новокузнецк—Абакан, Аскиз— Абаза, Абакан—Тайшет, Абакан—Означенное, построенные в последние годы, а также автодорога Абаза — Ак-Довурак открыли в известной степени доступ к саянскому сырью, породили новую саянскую промышленность. Новые транспортные связи сделали возможным строительство самой большой в мире Саяно-Шушенской ГЭС в створе хребтов Джойский и Борус, дали вторую жизнь железорудному комплексу Абазы, который с 1957 г. начал выдавать более 3 миллионов тонн богатой железной руды в год. По дороге Абаза—Ак-Довурак тувинские асбесты пошли к заводам России.

Западный Саян до сих пор остается территорией малонаселенной. Люди селятся главным образом вдоль рек Абакан (до Абазы), Джебаш, Матур, Ус, Оя, Кебеж, Уюк, а также вдоль Усинского и Абазинского автошоссе. Вне дорог расположены только редкие вкрапления поселков (лесоразработки, золотодобыча, охота, метеостанции, геологи-изыскатели). Многие поселки в горах, отмеченные на административных картах Хакасии (1967 год) и Тувы (1966 год), в последние годы закрылись.

Если западная часть Западного Саяна в какой-то мере освоена и осваивается, то восточная все еще находится вне сферы транспортной досягаемости. Тем не менее Саяны, и особенно удобные для жилья саянские предгорья, все активнее используются в хозяйственной деятельности. В планах хозяйственного развития СССР в девятой пятилетке записано: “Приступить к формированию Саянского территориально-производственного комплекса в составе Саянской ГЭС, алюминиевого и вагоностроительного заводов, крупного завода стального литья, предприятий по переработке цветных металлов, предприятий легкой и пищевой промышленности”.

В ближайшее время Западные Саяны и прилегающие территории Тувы превратятся в район интенсивного туризма. Его центрами станут Шушенский мемориальный комплекс “Сибирская ссылка В. И. Ленина”, Усинский и Тоджинский горно- и водно-туристские комплексы. Из этих центров пройдут по радиальным линиям плановые и самодеятельные туристские маршруты к красотам Саян. И одним из популярнейших станет маршрут по новорожденному горному Саянскому водохранилищу, которое раскинется на высоте около 600 м над уровнем моря.




Мир путешествий и приключений OUTDOORS.RU
Мир путешествий и приключений