Путешествие по России Путешествие по России

САЯНЫ

Алтай
Байкал
Катчатка
Кольский
Коми
Красноярск
Саяны
Тува
Якутия

„Саянское кольцо"

Абакан — Минусинск — Шушенское — Кызыл

Путешествия внутрь Западного Саяна начинаются в Абакане, городе, основанном в 1929 году. Абакан—столица Хакасской Автономной области, растущий промышленный и культурный центр юга Красноярского края. Имеет железнодорожное и воздушное сообщение со многими городами страны. С Красноярском связан шоссейной дорогой и водным путем по Красноярскому водохранилищу.

В Абакане есть весь комплекс культурных учреждений современного города. В Абаканском краеведческом музее—уникальные экспонаты хакасской истории.

Автобусы на Кызыл, мощные комфортабельные дизели, уходят по Усинскому тракту несколько раз в сутки с Абаканского железнодорожного вокзала. Шоссе пересекает по новым мостам реки Абакан и Енисей, тянется по всхолмленной степи на юг. Слева от дороги остается Минусинск, который непременно нужно посетить туристам.

Пройдет несколько лет, и не узнать будет старого Минусинска, Из деревянного городка он превратится в город современных жилых кварталов. Одно останется в Минусинске от старого—его превосходный музей, основанный в 1877 году Н. М. Мартьяновым. Это первый краеведческий музей Красноярского края и, пожалуй, один из первых по сибирскую сторону Урала. “Минусинский музей,—писали участники Международного геологического конгресса 1937 года,—может составить славу любой европейской столицы”. В музее неоднократно бывал во время Шушенской ссылки В. И. Ленин. Он часто пользовался книгами библиотеки музея.

Много народу прошло в XIX—начале XX века через Минусинскую ссылку—декабристы и петрашевцы, народники и большевики. Помнит Минусинск, помнят минусинские села множество славных и скорбных историй.

От Минусинска шоссе идет на юг. Сухая степь перемежается большими площадями хлебов. С невысоких холмов, грядами пересекающих дорогу, подходят к ней низенькие сосновые боры. В стороне остается лечебное Тагарское озеро, давшее название первой культуре железа на территории Красноярского края.

Впереди спряталось от ветров в складку между холмами село Знаменка. Когда-то тут были стекольный завод, паровая мельница “Абакан”, а ныне работает спиртозавод.

Дорога поднялась на очередную гряду; впереди, далеко на юге, призрачно засинели Саяны. Внизу речка Оя, а за мостом через нее указатель зовет направо: “Шушенское 12 км”.

Да, это знаменитое Шушенское, в котором В. И. Ленин провел три года ссылки. Сейчас здесь мемориальный музей-заповедник “Сибирская ссылка В. И. Ленина”. Шушенское связано автобусами с Минусинском и Абаканом, с Ермаковским и Саянской ГЭС. Летом сюда можно попасть из Минусинска на теплоходе. Воздушные линии соединяют Шушенское с Абаканом и Красноярском.

От села Казанцево, места отворота шоссе на Шушенское, Усинский тракт поворачивает па юго-восток по долине реки Оя. За селом Жеблахты уже чувствуется тайга. То яркий таежный луг, то остаток старого леса вдруг напомнят о недавнем времени, когда человек еще не вырубил этих лесов.

Ермаковское—одно из крупнейших сел Красноярского края. Здесь жил в ссылке марксист А. А. Ванеев, на квартире которого в августе 1899 года был подписан 17 ссыльными марксистами во главе с В. И. Лениным “Протест российских социал-демократов”, направленный против экономистов. В Ермаковском бывал и В. И. Ленин. По его заказу была выполнена на Абаканском заводе плита на могилу Ванеева, умершего в Ермаковском от туберкулеза.

За Ермаковским шоссе покидает долину Ои и, пересекая плоское междуречье, уходит в долину Кебежа.

Позади остаются Ермаковский пенькозавод, совхоз им. Щетинкина, селения Салба, Верхний Кебеж, Григорьевка. В Григорьевке—автозаправочная станция, столовая. Отсюда в хорошую погоду на юго-востоке видны острые гранитные пики Ергаков.

За Григорьевкой характер рельефа и растительности постепенно меняются. Березы в долинах уступают место елям и пихтам, холмы становятся круче.

Промелькнули село Черная Речка, Танзыбейский леспромхоз, почти сросшийся с ним поселок Кебеж и последняя деревня котловины Веселая Поляна. В ней располагается управление охотничьего хозяйства Правобережного Саяна, где нужно зарегистрировать разрешение на отстрел дичи.

За Веселой Поляной шоссе уходит в тайгу. Горы подступили вплотную. С крутых склонов сбегают вихрастые кедры. Дорога петляет, следуя прихотливому течению горной речушки. Светлые ручейки поблескивают быстрыми струями. В 20 км от Веселой Поляны шоссе крутыми петлями серпантина поползло на первый саянский перевальный хребет в 170 км от Абакана Кулумыс. На одной из петель дороги приютилось несколько домиков —станция Кулумыс. Почти на 2 км над уровнем моря поднимается дорога. А впереди перевал за перевалом. За Кулумысом следует хребет Амбук с пологой вершиной того же названия (1896 м), за Амбуком—Ойский. Между Амбуком и Ойским хребтом в самом верхнем течении реки Малая Оя расположена одноименная станция. Малая Оя—конечная станция для тех, кто намерен провести отпуск в “Каменном городе”.

“Каменный город” — гряда вершинных гранитных останцов выветривания—причудливых скал самой разнообразной формы, напоминающих застывшие фигуры людей, животных, разрушенные дворцы и замки. Горное солнце, голубое небо, горный воздух, тайга, беспредельные дали и беспредельный покой нетронутой природы— лечебные факторы в таком отпуске, доступном даже малоподготовленным туристам.

За Ойским хребтом в начале подъема к станции Оленья Речка со склона Буйбинского перевала открывается вид на Ергаки. Красивая картина: зелень тайги, светлая зелень белков, яркие пятна снега, синева неба и далекие голубые пики. На Оленьей Речке—половина пути от Абакана до Кызыла. Здесь середина Саяна. Отсюда пути во все концы: на Ойское озеро, к хребту Ергаки, в цирки Араданского хребта, на реку Казырсук, а по ней хоть до Большого порога на Енисее. За Оленьей Речкой спуск в долину реки Нижняя Буйба, длинный, до самого Уса.

За Буйбинским перевалом на первом мосту через Нижнюю Буйбу (это место называют “Тармазаковским” мостом в память о погибшем тут шофере) можно сойти тем, кто направляется в Ергаки или к Буйбинским озерам. Впрочем, можно сойти и дальше, у станции Буйба.

От Буйбинского перевала шоссе спускается в ущелье и бежит по нему вниз, перескакивая с одного берега Буйбы на другой. У Буйбинского метеопоста оно выходит в долину реки Ус, давшей название тракту. От устья Нижней Буйбы байдарочники могут начать плавание по Усу и далее по Енисею к Большому порогу, к Саяно-Шушенской ГЭС, к Шушенскому и Минусинску. От устья Нижней Буйбы тропа по левому берегу Уса ведет к Черному озеру, из которого берет начало Ус. От Черного озера можно уйти на реки Хут и Амыл.

У устья Буйбы шоссе пересекает эту реку и идет по ущелью Уса вниз к поселку Арадан. Слева и справа горы вплотную подступают к реке. Некоторые вершины уходят вверх на 1 км над дном долины. Только узкая терраса между рекой и горами дает место дороге. Скальные утесы повисают над рекой, на узкой пойме между скальными прижимами растут громадные ели с вкраплениями ольхи и березы. Между деревьями ягодные кустарники—жимолость, голубика, смородина. По сплошным перекатам Уса редкие всплески хариуса.

Поселок Арадан был базой строительства дороги. Теперь тут_ автозаправочная станция, ремонтный пункт, столовая, клуб, школа-интернат, метеостанция, опытная станция Красноярского института леса.

Из Арадана по реке Тихая, левому притоку Уса, уходит зимний лыжный маршрут на Куртушибинский хребет и к истокам Уса. Этим путем можно воспользоваться и летом. Он легче и короче, чем по Усу.

За Араданом шоссе через 21 км приводит к станции Медвежья, пересекая по пути два правых притока Уса — Араданку и Иосифовку (Оськину речку, Оськин ключ), берущие начало в карах Араданского хребта.

Почти 300 км осталось позади. Шоссе бежит по левому берегу Уса. Впереди показался мост через речку. Справа круто падает в Ус отвесная стена утеса “Сахарная голова”. В июле 1919 года авангард отступавшей в Туву партизанской армии А. Кравченко и П. Щетинкина натолкнулся у здешнего парома на кулацко-казачыо засаду. Партизаны вышли по хребтам в тыл казачьей засады. Удар с тыла Тальского полка А. Марченко ошеломил усинских кулаков, засада была смята и сброшена в быстрые воды Уса. Путь на Туву оказался открытым.

Перед станцией Иджим в пейзаж тайги вторглись сосны. Над поселком высятся скалы, скалы прижимают дорогу к реке. Тайга, и Ус, и горы—все становится по-новому красивым. Тут, как и по всему тракту в Саянах, полно зверя. Медведь здесь совсем не редкость. За станцией Иджим шоссе прощается с Усом. По левой стороне реки уходит в Усинскую котловину, к селу Верхнеусинское, проселочная дорога, а шоссе медленно поднимается к границе Тувы на Куртушибинский хребет. Примерно в 20 км от Усинской развилки еще одна достопримечательность Саянских гор—большой маралий загон Усинского маралсовхоза. Маралов много, и, если набраться терпения, можно сфотографировать этого гордого зверя.

Обелиск “Центр Азии”

От загона до станции Саяны (раньше Пограничная)— с десяток километров, а за станцией на перевале граница—Тува. С перевала со странным названием Нолевка открывается вид на синеющие дали Туран-Уюкской котловины. Первый город котловины—Туран, центр района. В городе—АЗС, столовые, магазины, гостиница.

А дальше Уюк—село на реке того же названия. В Уюке памятник Н. Крюкову и С. Беспалову—героям революции в Засаянье.

Впереди снова горы — Уюкский хребет, Восточный отрог Куртушибинского хребта, соединяющий Саяны с хребтом Академика Обручева. Дорога входит в ущелье и петлями ползет вверх на последний перевал дороги—Веселый. На перевале станция Тайга, окруженная кедровым лесом, а за перевалом последняя станция—Сестер-лиг. Дорога бежит вниз вдоль реки Сестерлиг в Кызыл — центр Азии. Именно отсюда можно начать поход по Енисею вниз до Минусинска.




Мир путешествий и приключений OUTDOORS.RU
Мир путешествий и приключений