Путешествие по России Путешествие по России

Якутия

Водные походы

Кызыл — Минусинск

В Кызыле начинается водный поход вниз по Улуг-Хему сквозь тувинские сухие степи верхних плесов с тополевыми галерными лесами вдоль берега, с высокими пустынными холмами, сквозь сотни островов в русле в узкие ущелья Саянского коридора, через шиверы и пороги к Саяно-Шушенской ГЭС, Шушенскому и Минусинску.

Дик и суров Енисей на участке Саянского каньона. Он требует от туриста хорошей физической подготовки, опыта хождения по горным рекам и мужества. Тут надо рассчитывать только на свои силы и умение.

От Кызыла до Минусинска по Енисею почти 600 км. Если в среднем проходить за день 60 км, все расстояние можно пройти за 10 дней. Следует прибавить 2—4 дня на дневки и радиальные выходы на скальные борта Енисея и в Шушенское. В Кызыле и окрестностях нельзя построить деревянный плот из-за отсутствия леса. Трудно также купить здесь лодку. Поэтому лучше всего плыть на привезенных с собой резиновом плоту, резиновых лодках-понтонах, байдарках.

От Кызыла до устья Хемчика (185 км) Улуг-Хем течет по центральной котловине Тувы, всхолмленной по правобережью отрогами Уюкского и Куртушибинского хребтов, а по левобережью отрогами Западного и Восточного Танну-Ола. Общее направление течения—на запад. Кызыл и устье Хемчика лежат на одной параллели. Река изрезала пойму многочисленными островами. Первая группа их начинается уже в 10—15 км от Кызыла в конце Верхне-Ирбекского перевала. Правильный путь в этом лабиринте поможет найти сохранившаяся ходовая обстановка, с обозначениями которой надо ознакомиться заранее по справочникам. Знание сигналов обстановки поможет разобраться в фарватере.

В 33 км от стрелки Бий-Хема и Ка-Хема в Улуг-Хем впадает длинная река Элегест, в устье которой расположен поселок Усть-Элегест. За Элегестом слева раскинулась сухая Байбулунская степь. Здесь Улуг-Хем опять вступает в лабиринт островов. За поселком Сыпучий (62 км), в 3 км ниже, поднимается над рекой невысокая гора Кызыл-Джилан справа по течению. За ней, на 72-м километре от Кызыла,—поселок Байнгол (Баян-Кол), ниже которого Улуг-Хем снова делится на множество рукавов. После переката “Сорок Енисеев” перед горой Инитал (правый берег) река почти на 10 км входит в одно русло. Дальше снова сеть рукавов,—и вот над низкими зелеными островами поднимаются почти на 500 м белые скалы Хайыракана (см. стр. 35). До Шагонара остается 20 км. Шагонар легко пройти мимо, не заметив,—такое обилие островов рассыпалось по руслу на 4—6 км от одного коренного берега до другого. Сюда, к Шагонару и Хайыракану, подойдет вода будущего Саянского водохранилища и затопит все пороги и шиверы Саянского коридора.

Справа все ближе подбираются к реке горы. Иногда с перекатов открывается вид на Куртушибинский голец Беделиг (2492 м). Мимо проплывают последние тувинские села Эйлиг-Хем, Чаа-Холь, Урбюн. Ниже Чаа-Холя горы подходят к реке вплотную. Они иссушены степными ветрами и горячим солнцем, едва прикрыты скудной растительностью. За Нижне-Коровейским перевалом (в 170 км от Кызыла) Улуг-Хем входит в южные ворота Саянского коридора. Скалы стиснули реку до 70—80 м. В русле появляются камни—первые шиверы Саяна: Чинге, Нижне-Чингинская,— а за ними вырывается из скал левый приток—Хемчик. От устья Хемчика река носит уже название Енисей.

Против устья Хемчика, в Хемчикской шивере, два подводных камня гонят волну по реке, — будьте внимательны!

Отсюда начинается второй участок пути—по Саянскому коридору. Длина его от устья Хемчика и до села Означенное 280 км. И все это расстояние Енисей течет одним руслом, образуя острова только ниже впадения Уса, выше Пашкиной речки и еще в двух-трех местах. По большой воде нужно заранее спланировать места ночевок, потому что иногда на протяжении десятков километров невозможно причалить к берегу. При выборе места ночлега следует подумать о том, что вода в любое время лета может подняться за ночь и затопить палатку, унести плохо привязанный плот, вытащенную на берег лодку.

Шиверы Саянского коридора представляют собой перекаты с быстрым течением, подводными камнями в русле, поднимающими большую волну, крутыми водоворотами и воронками. И все-таки шиверы особой опасности не представляют, кроме некоторых, например Тепсельской, Коротенькой и шиверы ниже реки Карынсук.

Опасны пороги. Надо предварительно осмотреть порог, соразмерить его со своим умением и силами и при необходимости обнести. Особенно это касается Большого порога. При осмотре следует учесть, что глаз несколько обманывается в оценке размеров, как правило, в сторону уменьшения: волны кажутся ниже, камни—меньше.

Весь Саянский коридор—сплошной перекат со средней скоростью течения 10—15 км/час, в зависимости от уровня воды в реке.

У Хемчика река течет прямо на север, потом поворачивает на запад, принимает слева первый саянский ручей Ыр-Сайлык, а справа — Большой Шугур. За поворотом вправо идет вторая шивера—Сарыг-Кайа с большим количеством подводных камней.

На 203-м километре справа падает с горы ручей Кур-гол, а перед ним—Кургольская шивера. За ней сразу же следует Ургуньская шивера, а дальше шивера у Каменного острова с сужениями до 100 м, с глубиной до 24 м. За Каменным островом на протяжении 12 км русло довольно спокойно. С гор круто падают в реку ручьи и речки: слева за Каменным островом ручей Малый Калбак-Мыис, река Иргыр, сверкающий водопадом Калбак-Мыис; справа перед вторым Калбаком впадает река Хазыннах.

На 218-м километре Енисей сужается от 200 до 80 м. Начинается несложная Терекская шивера, кончающаяся у устья реки Кемь-Терек, чтобы уступить место Долгой шивере (почти 5 км). В конце ее Енисей сжат горами до 60 м. Впрочем, это уже начало шиверы Большие Уры против устья реки того же названия.

За Большими Урами первый порог Саяна—Староверский. До него от Кызыла 226 км. Особенности порога: сильное течение, большая волна, несколько больший перепад высот, узость. Спокойнее под правым берегом. Ниже порога — устье левого притока Малые Уры и одноименная шивера, за ней ниже утеса Белый Камень (справа) и ручья Аданарт (справа), против утеса Кы-зыл-Кызар, небольшая шивера Аданарт (235-й километр). Слева по глубокому ущелью впадает довольно крупная речка Узунсук. Ночевка в таких ущельях особенно опасна из-за неожиданных волновых паводков, а в верхней части—из-за камневых потоков и обвалов.

Ниже Узунсука—одноименная шивера. Большим расширением, до 400 м, и мелкой косой у левого берега характеризуется следующая, Нижне-Хонныхская, шивера. За ней после поворота Енисея на восток—Утугузюрская шивера, кончающаяся незначительным расширением долины и реки. В русле в среднюю и малую воду—галечный островок до 300 м в длину и до 100 м в ширину. На правом берегу терраса Кургольского займища (800Х ХЗОО м).

За островом против террасы камни Шигнетинской шиверы (слева). На 248-м километре слева в Енисей впадает из хорошо разработанной почти 200-метровой долины река Чинге-Хем. Отсюда до устья Уса и поселка Усть-Ус 7 км бесшиверного течения.

В поселке Усть-Ус метеостанция, гидрографический пост, магазин. Поселок маленький, в 15—20 домов, и поэтому рассчитывать на Усть-Усинский магазин не следует. Слева горы подступают к Енисею. Они остепнены из-за крутизны, голые сланцевые скалы выходят на поверхность. По сухим крутым распадкам карабкаются вверх сухие кустики караганы. У воды по каменным осыпям вдоль берега — одинокие приземистые сосны.

По правому берегу широкая высокая пойма поросла зеленой травой. За поселком, где пойма сходится с коренным берегом, растет густой сосновый лес. Красивое место, светлое, открытое!

В 2 км ниже поселка, против впадения речки Малая Керема, почти на 1,5 км вытянулся высокий остров с редкими группами деревьев. По средней и малой воде остров лучше обойти слева, по фарватерному ходу.

Вскоре после острова слева круто падает река Сарла, разрезая громадный пласт аллювия. Впереди, справа за распадком Джимальского лога, виднеется Джимовая гора. Именно на ней охотники многократно встречали сибирских горных козлов — “Джимов”. У Джимовой горы скалы снова берут реку в тиски. Вода бьет в два надводных камня в русле у левого берега, перегораживает волной все течение Енисея. Это—камень Сагаташ и Сагаташская шивера.

За шиверой два ключа впадают прямо друг против друга слева (Чумуртук) и справа (Карахыр). От Сагаташской шиверы течение хотя и быстрое, но безопасное. Скалы с двух сторон сжали реку. Ни поймы, ни террассы нет. Многочисленные ручьи, ключи и речки, впадающие в Енисей то слева, то справа, отложили многометровые слои наносов. Енисей размыл и обнажил их.

Склоны гор круты, иногда вертикально опускаются в реку. По горам виднеются лиственницы, сосны, березы, изредка осины. Названия притоков экзотичны: Майшхар (слева), Карачерим (справа), Улуг-Гарахан (слева), Ма-дарык (слева), Малгаш-Карасук (справа), Тебе-Карасук (слева), Кызыл-Кайа-Карасук (слева), Хызе (справа). Отдельные броские утесы носят название Кызыл-Кайа— “Пестрый бычок”.

Опасная Тепсельская шивера (287 км от Кызыла) дает о себе знать издалека. В привычный рев реки вплетается низкое гудение шиверы. Ее лучше обойти под левым берегом, а у устья реки Тепсель (правый приток) —посередине. Ниже Тепселя Енисей суживается до 70 м, глубина возрастает до 10 м в межень, а в последующем уширении—даже до 16—17 м. Круги и водовороты мечутся по всему руслу. Река ревет.

Ниже Тепсельской шиверы слева, в устье реки Кара-Кем, был раньше пост гидрологов из нескольких избушек. Избушки стоят до сих пор, но они уже не заселены. На левой террасе Кара-Кема—хороший сибирский садик, посаженный когда-то гидрологами: черемуха, смородина, малина, костяника. Неожиданный оазис цивилизации в безлюдной тайге. На чести туристов — сохранить этот чудесный лесной уголок. Отсюда по правому борту Кара-Кема можно совершить выход к вершинам левобережного Саянского хребта. До них 20 км подъема. На другой стороне Енисея из березовых рощиц на кручах гор водопадом блестит ключ Крутой.

От устья Кара-Кема до Большого порога 27 км. Хотя в русле часты крупные камни, отмели и косы, а течение по высокой воде мчится со скоростью 12 км/час, особых трудностей до порога нет.

На этом отрезке тюркские названия речек чередуются с русскими: 296-й километр—Таловка (слева), 298-й— Большой Кашканак (справа), 303-й—ключ Снежный (слева), Капкарасук (справа), 309-й—ключ Кулунак (слева), 319-й—Казырсук (справа). Ниже устья Казырсука начинается Большой порог Енисея. Для осмотра порога надо причалить в устье Казырсука к правому берегу, к домам Большепорожского гидропоста, расположенным на террасе Енисея и Казырсука.

Большой порог—сильное скальное сужение на расстоянии 500—700 м. В самом узком месте ширина порога 40—45 м, хотя еще у Казырсука ширина Енисея доходила до 200—250 м. Вся река с ревом рвется в узость, развивая в высокую воду скорость до 10—11 м/сек. Первые же камни узости вздымают крупные волны, достигающие максимума несколько ниже выхода из узости на стрежне течения. В зависимости от количества воды в пороге высота волны на стрежне колеблется от 120 см до 2 м и более. Структура порога осложняется тем, что ниже его нет обычного подпорожного плеса, а есть километровая Подпорожная шивера с мощными ходячими волнами, бурно накатывающимися на берег.

Ложе и берега порога сложены крепкими интрузивными породами, рассыпавшимися по правому берегу на отдельные глыбы разной величины.

Для обноса порога хороша тракторная дорога по террасе справа длиной 700—800 м. Терраса интересна в ботаническом отношении. Здесь сошлись растения Тувы и Саян, гольцов, степей и тайги: бадан и рододендрон даурский, три вида смородины—черная, красная и “каракан”, черника, брусника, голубика, травянистые растения лесной и подгольцовой зон, разнообразные грибы. На террасе водятся ядовитые змеи.

Интересна в туристском отношении река Казырсук, обильная хариусом. По левому берегу ее вверх идет тропа, которая в 8 км от устья сворачивает по левому притоку — Тебельсуку и уходит к вершинам Западного Арадана; по реке Мирской тропа продолжается до Усинска.

От Большого порога до Дедушкина—7 км быстрого течения. Енисей не смог пробиться прямо на север и бросился между хребтами почти строго на запад. С гор падают в реку многочисленные ручьи и речки. Берега Енисея труднодоступны, почти непроходимы.

Дедушкин порог сравнительно прост. Это 2-километровая шивера с двумя десятками больших подводных камней, создающих волны по всему руслу. К волнам добавляются круговороты, обусловленные донными ямами. Первые камни и волны встречаются справа, но через 100 м появляются волны левого берега. Плыть лучше всего посередине, отбиваясь от волн влево или вправо.

После полукилометрового “плеса” начинается шивеpa “Слюдянские камни”, которая после Дедушкина порога кажется простой.

Интересна следующая шивера—“у Кабачка”. Она не сложна, но проходить ее нужно слева от середины реки, потому что вдоль правого берега особенно при средней и малой воде есть встречное течение—“улово”, долго не выпускающее плот из своих объятий.

От камня Кабачка (скала правого берега) и шиверы “у Кабачка” до устья реки Голая (4 км)—спокойное течение с глубинами 4—6 м. В устье Голой—обитаемая избушка. Отсюда до конца Коротенькой шиверы—один из самых интересных участков водного маршрута по Енисею. Здесь на 30 км сосредоточены 14 шивер и ям. Самая сложная из них последняя—Коротенькая шивера, которая скорее похожа на порог, чем на другие енисейские шиверы, особенно в большую воду.

Первая простая шивера—Голая начинается в устье одноименной реки, после километрового переката переходит в Средне-Гольскую шиверу, а та у устья Малой Голой — в Верхне-Карынсукскую. Против реки Карынсук, впадающей справа, Енисей расширяется на 300—400 м, мелеет. В 2 км ниже устья Карынсука против скалы Косое Ребро—Карынсукская шивера. Тут Енисей снова с двух сторон стискивают скалы, и шиверы без интервалов переходят одна в другую: Первая Карынсукская яма, шивера Карынсукских ям, Вторая Карынсукская яма (максимальная глубина около 23 м), Камешинская шивера с большой косой, подступающей к левому берегу. Тем не менее идти в Камешинской шивере надо у самого левого берега, огибая косу (по малой воде—галечный осередок) слева.

От конца Камешинской шиверы до реки Таловка (слева) почти 4 км отдыха, а там еще один каскад ям и шивер: Таловская, две Федосовых ямы, шивера между ними, Гремячкина шивера. В 1 км ниже устья реки Обкол (справа) начинается Коротенькая шивера (около 1 км). В первой своей половине она проходится посредине, а выступающие из воды камни—слева.

За Коротенькой шиверой появляется второй остров Саянского коридора—Кобылий. Обходить его надо слева по шивере Кобылья Спина (местное—Кобыльи Ребра), потому что справа широкий рукав каменист и мелок.

Если от Большого порога до Кобыльего острова Енисей бежал на запад, то от Кобыльего он сворачивает на север, выписывая крутые излучины. Слева из большой долины впадает Пашкина речка с лесным кордоном у устья, а 10 км спустя, миновав Сиговское займище слева и две несложных Сиговских шиверы, Енисей принимает справа против третьего острова Саянского коридора Большую Березовую речку.

Ниже Березового острова последний сложный участок, начинающийся с глубокой первой Березовой ямы (18 м). За ней следует справа группа камней: Малинин камень (идти у левого берега), вторая Березовая яма (глубина 30 м) и глубокий Березовый порог (23—24 м), мелеющий до 2,5 м внизу. Это очень бурная шивера с обилием подводных и надводных камней, с сильно турбулентным течением, одинаково сложная в большую и малую воду. Ширина порога—150 м сверху и 350 м снизу, длина— 1,5 км. Проходить его лучше всего в 150 м от левого берега (ближе к берегу на первых 400 м—камни). По правому берегу камни на всем протяжении порога.

От Березового порога (390 км от Кызыла) до Джебашского хребта (Крутой поворот) особых препятствий нет, хотя небольшие шиверки встречаются: Говориха — продолжение Березового, Абдырская (ниже устья правого притока Абдыра с разваливающимися избушками в устье), Мадоржокская (против ключа Мадоржок—слева), Голованьская (у устья реки Головань—слева), Заплатина (на 409-м километре), Таловские камни (перед кордоном на реке Таловка — справа).

В тисках Джебашского хребта и Боруса — еще три шиверы: в Крутом повороте, Буланташинская—ниже одноименного острова, Кантегирские камни (в устье Кантегира). В 5 км ниже Кантегира—простой Джойский порог (в устье левого притока Джоя). Главная опасность—камни в русле и прижим к первой плите Каменного острова (у левого берега). Каменный остров следует обходить у правого берега Енисея; сразу же после прохода второй плиты у левого берега уйти к этому берегу, Ниже Джойского порога строится Саяно-Шушенская ГЭС. Ниже створа ГЭС Енисей сохранит свой характер и после завершения ее строительства.

Из поселка Сизая в Шушенское ходит автобус. Из Майны можно уехать в Абакан.

Можно также продолжить путешествие по воде. В таком случае придется преодолеть еще один порог—Майнинский, в 5 км ниже поселка Сизая. Здесь Енисей расширяется до 1 км, дробится на рукава и сильно мелеет (до 1 м). Ниже порога горы сразу отступают, остаются позади. Степи Минусинской котловины принимают реку в свое лоно. Одно село сменяет другое. Можно затеряться среди лабиринта островов. От первого степного села Означенное до Шушенского—52 км, целый день пути. Шушенское видно издалека. Его приметы—труба Молочного завода, строительные краны, многоэтажные дома.

У Шушенского лучше всего закончить маршрут по Енисею. Отсюда до Минусинска и Абакана препятствий нет. Единственная опасность—встречные суда. От Шушенского до Минусинска по реке округленно 65 км.

В 15 км ниже Шуши—устье Ои, знакомой нам по автомобильной поездке. В 4 км ниже устья Он справа возвышается сложенная из разноцветных сланцев Думная гора. Вскоре после села Лугавское поднимается над рекой слева высокий Каменный остров. А там до Минусинска рукой подать. Важно только не пропустить Минусинскую протоку. Почти перед истоком ее расположена станция Минусинск.