Путешествие по России Путешествие по России

ТУВА

Алтай
Байкал
Катчатка
Кольский
Коми
Красноярск
Саяны
Тува
Якутия

Из Тувы на Алтай

Чадан - Саглы - Мугур-Аксы - Кызыл-Хая - Кокоря

Еще совсем недавно на вопрос о возможности проехать на автомобиле из Тувы до Чуйского тракта вы, скорее всего, не получили бы положительного ответа. Но проехать - можно. Правда, только в том случае, если у вас есть машина с хорошей проходимостью, хотя бы "уазик". Именно "уазик" считается у местных жителей настоящей легковой ма шиной. Самый труднопроходимый участок на всем пути - между Кызыл-Хая и алтайским Кош-Агачем, протяженностью 70 км. В июле 2001 г. президент Тувы Ш.Д. Ооржак подписал протокол о строительстве хорошей дороги на этом участке. По ней будут возить на Алтай каменную соль из Дус-Дага и уголь Ча- Перевал в районе Мугур-Аксыданского угольного разреза. Она же даст выход Туве напрямую в Китай, по строящейся дороге через плато Укок. Проехать от Чадана до перевала Хондергей никаких проблем нет: хорошая асфальтированная дорога среди прекрасного елового леса по берегу реки Аны-як. Перед перевалом, на 88-м км - пост ГИБДД. Через 10 км после перевала дорога уходит на Хандагайты, до которого всего 13 км, а мы поворачиваем направо и по укатанной щебеночной дороге едем вдоль монгольской границы.

Саглы

Вдоль одноименной речки Саглы поднимаемся на перевал Арзайты (2222 м над уровнем моря). Справа высится гора Арзайты (3094 м), последняя вершина отрогов хребта Западный Танну-Ола. Следующая гора - Тоолайлыг (3383 м над уровнем моря), но она уже относится к хребету Цаган-Шибэту.

Мугур-Аксы

465 км от Кызыла, 240 км от Чадана. 2000 жителей, почти все тувинцы. Центр Монгун-Тайгинского кожууна. Добротное село. В школе краеведческий музей. Телефонная связь с миром только с 8 до 9 часов утра. Есть аэропорт, куда раза три в неделю прилетают вертолеты или самолеты из Кызыла. Местной достопримечательностью считается озеро Хиндиктиг-Холь ("пуп земли"), получившее это название из-за острова с высокой горой посередине (отм. 2458 м). Всего островов два. На них водится черный сурок - тарбаган и растут лечебные травы. В озере много рыбы, причем крупной. Есть база для рыбаков. Вокруг еще пять озер.

Телефонный код: 251 (внутренний).

Администрация. 668000 Мугур-Аксы, Саны-Ширы, 26. Тел. 316.

Гостиница. Саны-Ширы, 41. Тел. 2 98.

В гостинице всего одна комната на 5 коек, зато она всегда свободна. В этом же доме находится и магазин. Так что, выходя из комнаты, попадаешь прямо в очередь, стоящую за продуктами.

От Мугур-Аксы до перевала Бугузун ведут две дороги. Лучшая та, которая поднимается по руслу реки Каргы и проходит по восточному берегу озера Хиндик-тиг-Холь. Другая идет на Кызыл-Хая, оставляя гору Монгун-Тайга справа. Соединяются обе дороги у озера Ак-Холь.

Едем на Кызыл-Хая. Через 16 км перевал Ак-Адыр (его отметка 2482 м). У перевала стоит памятник жене районного начальника милиции и милиционеру, погибшим в автокатастрофе. Далее дорога идет совсем рядом с монгольской границей, машина едва не задевает колючую проволоку. Последние 30 км дороги просто ужасны, сплошная морена из огромных валунов.

Кызыл-Хая

545 км от Кызыла, 320 км от Чадана. 1000 жителей, почти все тувинцы.

Телефонный код: 251 (внутренний).

Администрация. Маадыр-оола. Тел. 249. Зав. отделом культуры кожуун-ной администрации Монгуш Ульяна Байыр-ооловна.

Без преувеличения можно сказать, что это самое отдаленное от Кызыла село во всей Туве. По местным меркам село большое. В селе добротные двухквартирные дома, крытые шифером. Огороды не возделываются, говорят, здесь ничего не растет из-за внезапных летних заморозков. В селе есть почта, дом культуры, совхозная автозаправочная станция. Телефоны только местные, связь с миром в определенное время по рации из администрации села. Гостиницы нет. В ноябре 2001 г. село было подключено к мини-ГЭС (мощностью 165 квт) на реке Моген-Бурен, раньше электричество было только от дизеля. Единственное предприятие в селе - овцеводческий совхоз. Поэтому по всем вопросам обращаются к директору совхоза Ооржак Ошку-Саар Аракчаевне, будь то заправка вашего автомобиля или размещение на постой. В селе только 20% жителей получают зарплату, остальные живут за счет рыбалки, охоты, своего скота.

Кроме овец, здесь разводят сарлыков (тувинская порода яков). Крупные экзотические животные, напоминающие бизонов, ходят по окрестностям села, добывая себе подножный корм. Сарлыков разводят как рабочее животное и на мясо. Из села открывается великолепный вид на снежные шапки Монгун-Тайги - священной горы, давшей название местному кожууну.

Горный массив Монгун-Тайга

Это высокогорный гранитный массив с альпийским рельефом, увенчанный огромной ледниковой шапкой. Поднимаемся по разбитой грунтовой дороге вдоль речки Моген-Бурен до озера Ак-Холь. Озеро достигает 4 км в длину, 2 км в ширину. На его берегах, особенно на западном, множество величественных скифских курганов, но все со следами ограбления.

Здесь находится самая высокая точка Тувы - гора Монгун-Менги-Хайыракан, она же Монгун-Денгер-Хайыракан. Так величают ее тувинцы. Менги - "ледник", Денгер - "небеса", а Хайырыкан здесь в значении не "медведь", а - "Бог". Высота - 3976,9 м.

Монгун-Тайга вызывает восторг и потрясает своим безмолвием, неприступностью, бесстрастием. Вершина ее всегда покрыта обширными снеговыми полями и ледниками, площадь которых составляет более 19 кв.км. Красотой и величием своим Монгун-Тайга привлекает множество туристов, которые съезжаются сюда со всех концов света в надежде оказаться на вершине. История покорения высшей точки Восточной Сибири началась в 1946 г На начало XXI в. рекордсмены по покорению Монгун-Тайги - тувинцы Мерген Кон-чук (11 восхождений) и Маадыр Ховалыг (8 восхождений).

Вершины массива Монгун-Тайга лежат в области вечного снега и льда питающих несколько радиально расположенных долинных ледников. На южных склонах массива расположены пояса: степной, альпийских лугов горных тундр, гольцовый. Лесной пояс полностью отсутствует. Лишь небольшие участки лесов из сибирской лиственницы встречаются по долинам рек и ручьев, у подножия северных склонов массива.

В 2000 г. здесь образован кластерный участок биосферного заповедника Уб-сунурская котловина площадью 15890 га, для охраны альпийских лугов, каменистых тундр и холодных степей, в которых обитает алтайский горный баран (архар) и снежный барс (ирбис).

По руслу речки Чеди-Тей поднимаемся к перевалу Бугузун (3185 м). Перед нами - большая пирамида из камней. Каждый останавливается здесь, чтобы положить свой камень. Не остановиться здесь, честно говоря, невозможно: даже у "уазика" закипает тосол в радиаторе. Это самый сложный участок дороги. Здесь заканчивается Тува и начинается Республика Алтай. Сразу за перевалом дорога идет вдоль безымянного притока реки Карагай, а потом вдоль нее. Дорогу то и дело перебегают сурки-торбоганы, которых здесь множество. На 10-м км находится брод. Мостик, перекинутый через речку, служит только для прогона овец, но автомобиль он не выдержит. Брод очень коварный, но, как ни стремись, его просто не обойти. Далее по долине реки Коко-ря, мимо примитивного кирпичного заводика и сельского ипподрома подъезжаем к селу Кокоря. Отсюда до Чуйского тракта 20 км по хорошей грунтовке.




Мир путешествий и приключений OUTDOORS.RU
Мир путешествий и приключений