Путешествие по России Путешествие по России

ЯКУТИЯ

Алтай
Байкал
Катчатка
Кольский
Коми
Красноярск
Саяны
Тува
Якутия

Якутия - Саха

Якутский народ, его происхождение, место среди окружающих народов - одна из загадок не только собственно якутской, "ленской", но и общесибирской, даже мировой истории.

Якуты - это самый северный в мире народ тюркской языковой группы. То есть тех, на которых говорят и турки, и татары, и узбеки, и казахи, и киргизы, и уйгуры, и десятки других народов, расселенных по всей Азии и Восточной Европе. И не просто самый северный, а еще как бы "островной" народ. Ближайшие к нему языковые "родственники" живут в 2 тыс. км к юго-западу - в Саянах, в Туве, на Алтае. Это тувинцы, шорцы, телеуты, алтай-кижи и другие. Считается еще, что именно из-за этой своей изолированности якутский язык и самый близкий к древним корням всех тюркских языков. Есть даже мнение, что практически - это язык древних орхоно-енисейских рунических надписей VI-VII веков н.э. Якуты-саха - народ "островной" не только по языку, но и по своему традиционному жизненному укладу - хозяйству и быту. Ведь традиционно, исторически - это народ конных полукочевых, вернее сезонно-мигрирующих скотоводов, среди таежных Охотников, оленеводов, рыбаков. Необычен якутский народ еще и тем, что это самый "монголоидный" народ на Земле. Многолетние исследования ученых-антропологов показали, что по статистике именно у якутов ярче всего выражены признаки монголоидности:

"лицевой" показатель, то есть отношение высоты лица к его ширине; высота переносицы; величина складки-эпикантуса на верхнем веке и тому подобное.

Все эти особенности сразу обратили на себя внимание русских первопроходцев, а затем и ученых. И также сразу возникло мнение о степном, южном происхождении якутов. Само это слово было заимствовано русскими у эвенков, называвших ленских "конных людей" "экот" или "якот". Что значит человек "крайний", "граничный", "чужеземный". То есть не местный, не коренной на Лене, какими считали себя ленские эвенки.

Сами себя якуты называют "саха", во множественном числе "сахалар". О значении этого слова давно идут споры. И одно из распространенных объяснений - то же "крайний", "окраинный". (Это слово в одном из уже мертвых тюркских языков имеет значение - "край", "ворот". То есть край одежды.) Некоторые видные специалисты по истории Якутии считают, что в этом случае имеется в виду крайнее, приграничное положение предков якутского народа в составе державы хунну. Так что даже само имя народа говорит, кажется, о "зарубежном" происхождении саха-якутов, их изначальной принадлежности к миру кочевых тюрок-скотоводов.

Да и все народные предания, легенды рассказывают о нездешнем происхождении якутов. Некоторые из них повествуют о прежней родине - прекрасной стране, где "никогда не заходило солнце, месяц был без ущерба, кукушки не переставали куковать, трава не желтела, деревья никогда не валились, и никуда не улетали стерхи..." И сетуют, что теперь приходится жить в земле "...с валящимся недолговечным лесом, с недолговечными людьми, с поздно рождающимся скотом... жгучим морозом пышущей, трескучим морозом обжигающей, с вечной вьюгой и слякотью с отвратительным видом, с пургой и метелью, с плетью из резкого ветра; стране, зачарованной сильным морозом и туманом..."

В XIX веке и даже еще в первой половине XX века были живы народные сказители и просто старые люди, знавшие старинные предания, изустно передававшиеся из поколения в поколение. В том числе и о происхождении якутского народа. Причем в каждом историческом районе Якутии - улусе - бытовали свои предания. Так были записаны предания мегинские, борогонские, ботурусские, намские, кангаласские и другие. В каждом таком племенном предании действует свой герой-родоначальник. Обычно он из-за каких-то бедственных обстоятельств вынужден покинуть "историческую родину" и идти куда глаза глядят или куда направляют колдуны-прорицатели, а то и какие-то сверхъестественные силы.

Одно из таких преданий гласит, что некогда в великой Монголии у правителя Чан-хаана был военачальник Татар-Тайма. К старости у него отнялись ноги и он ослеп на оба глаза. А тут еще случилось великое всенародное бедствие. Наступила такая сильная и долгая засуха, что высохли не только деревья и травы, но даже все реки и озера пересохли до дна. Так что всем жителям, той страны пришлось ее покинуть. И тогда жестокий Чан-хаан велел своим подданным - урянхайцам, монголам, татарам, бурятам - убивать всех стариков и младенцев, Которые не смогут передвигаться самостоятельно.

Бот тут-то 6 предании и появляется, будущий герой-прародитель якутов, то есть урянхай-сахаларов. Это Эллей, или Эльдей-батор. Он сын несчастного обреченного старца Татар-Тайма.

Он не может поднять руку на дряхлого отца, не может он и бросить его на верную смерть. Он укладывает старца в дорожную суму и несет его на себе через выжженную пустыню. Но и старый мудрец не остается 6 долгу. Он дает сыну спасительные советы, подсказывает выходы из безвыходных положений. Так, он велит сыну подниматься в путь до рассвета и волочить за собой по земле большую тряпку. Ткань напитывалась утренней росой, которую путники затем и пили. Когда тяжелый путь завершился и переселенцы оказались на берегу глубокого прозрачного озера, на дне его все увидели прекрасную женщину. Чан-хаан велел добыть ее для себя, и многие мужчины погибли, утонули в озере, пытаясь выполнить этот приказ. Настал черед Эллейбатора. Старый Татар-Тайма объяснил сыну, что красавица на самом деле сидит на вершине горы, а в озере - только ее отражение. Подсказал он сыну и как обмануть злобного Чан-хаана, чтобы он погиб, самостоятельно добывая себе горную принцессу.

Потом, он открыл ему, что на севере., на великих реках, есть прекрасные места, изобильные водой и травами. Где смогут жить и плодиться люди и скот. По дороге сыну встретится множество людей, которые бежали из страны Чан-хаана давным-давно. Но Эллей должен не оставаться с ними, а плыть на плоту до местности Счастливая Сайсара, где живет богач по имени Ытык-Оногой (Омогой). Здесь Эллей должен будет жениться на самой некрасивой из дочерей Оногоя, отвергнув любовь ее красавицы сестры. Для этого Эллей должен устроить праздник ыссыах и пригласить на него Оногоя. Потом, объяснил отец, весь скот богача перейдет в руки Эллея, незадачливая дочь-красавица удавится на своей косе, а два сына Оногоя, не взлюбившие своего будущего шурина, сгинут неизвестно куда, превратившись в леших.

Но сам Татар-Тайма, по его же предсказанию, не ступит на счастливую землю. Он должен быть похоронен до начала сплава по Аене, у острова Кыыллаах. Все и произошло по предсказанию мудрого старца.

А затем у Элхея родилось шесть сыновей, которые и стали родоначальниками якутских племен-улусов.

Эта история перекликается с библейской историей праотца Иакова, его отца Исаака, тестя Лавана, жен Лии и Рахили. Совпадает очень многое: вынужденное переселение обоих героев-родоначальников, Иакова и Эллея; встреча с богачом-родственником; выбор между его дочерьми - красавицей и дурнушкой; обманное похищение скота. И даже то, что отец героя незряч. .

Но одних народных преданий мало для решения такою сложного вопроса, как происхождение целого народа. Однако и строго научные данные - археологические, антропологические, лингвистические, исторические- в этом случае не. Отвергают фольклорные, мифические источники. Правда, выглядят гораздо сложнее, чем у сказителей и певцов. Хотя и не противоречат им в главном - в том, что герои-родоначальники попадали на Лену не сразу, единовременно, а по очереди; что до них там уже жили разные лесные племена: тунгусы, хара-сагылы (в преданиях они зовутся "тыал-буолбуттар" - "ставшие ветром"), дыукинэй - "шитые (то есть татуированные) лица", сологоны и многие другие.

Так что скорее всего якутский народ, правда, как и все другие, сложился из нескольких племен и народностей, в разное время и при разных обстоятельствах попадавших в долину Лены с притоками и на приморские низменности. Несомненно, что "ведущую партию" здесь играли тюркоязычные скотоводческие племена, до того населявшие Забайкалье, а затем и Прибайкалье. Но происходило это не "одным духом", не в один прием, а в четыре-пять этапов.

Сначала, в последние века до нашей эры, и первые - нашей, часть жителей Монголии и Забайкалья, те самые, что устраивали могилы из плит красного песчаника и создавали "чаатасы" - оленные камни, под напором племен хунну вынуждены были откочевать в Прибайкалье. И даже частично рассеяться по лесам.

Затем эти разрозненные, но близкие друг другу по языку беглецы, освоившись в новых для себя условиях северных гор, тайги и "обрывков" степи, сплотились в новый племенной союз. На русском языке его название звучит как курыканы, или курыкане. Они, кроме памятников так называемой курумчинской археологической культуры и устных преданий, упоминаются и в документах - письменных китайских источниках. В Юаньской летописи поясняется, что народ "гулигань" живет "в округе Ангколы, носящем имя одной реки. У жителей этого округа язык заметно отличается от кырыгызского..." В трактате "Тан-шу" (VIII век н.э.) о них говорится: "Гулигань кочевали по северную сторону Байкала. Земля их простирались на север до моря (?) и от столицы (Пекина) чрезвычайно удалены. По переправе за море Байкал на север дни долги, ночи короткие. По закате солнца только что баранья селезенка успеет изжариться, как на востоке уже показывается рассвет. Сия страна близка к месту солнечного восхождения". Правда, в древних источниках есть расхождения. В древнекитайском географическом обозрении "Тан-шу-ди-ли-чжи" говорится:

"На север от двух поколений Гулигань и Дубо имеется небольшое море. Когда лед крепок, лошади, идя 8 дней, могут переправиться. На север от моря много больших гор. Жители их по виду очень крупны. Обычаем похожи на гулигань. День длинен, а вечер короток". То есть получается, что "гулигань" тогда, в VI-VIII веках н.э. жили; все же к югу от Байкала, а к северу- люди, только "похожие на гулигань". Скорее всего, родственные племена курыкан (по-китайски гулигань) жили вокруг Байкала. Как теперь буряты.

Эти люди оставили по себе долгую и своеобразную память. Здесь и пирамидальные могильники в виде маленьких каменных юрт, и наскальные изображения верховой охоты на лося с... арканом. Больше так не охотился никто и нигде. И необычно высокая техника обработки железа, и даже следы... ирригационного земледелия! Они, видимо, владели и древнетюркской рунической письменностью. Во всяком случае, на Верхней Лене обнаружено несколько таких надписей, относящихся ко временам "гулигань". Некоторые даже удалось прочесть. Это эпитафии павшим воинам. Например: "бюг метим" - "я не насладился", или "ач олюм" -"я умираю". Самая северная в мире тюркская руническая надпись обнаружена именно в Якутии, на Средней Лене, всего в 200 км выше Якутска у деревни Петровской. Да и якутские предания гласят, что богатыри-родоначальники шли на Лену, имея письменность. Однако они утратили ее при бедственных обстоятельствах, в различных вариантах преданий - разных. Упоминаются и бегство по реке, и ночная переправа в бурю. Но главное, что ларец или сумка с письменами утонули в Лене.

Высоко уважение якутского фольклора к грамотности, знаниям. Один из главных "положительных" героев олонхо - мудрый старец Сэркээн Сэсен. Богатыри - герои обращаются к нему за советом в трудных и запутанных случаях своей нелегкой богатырской жизни. Сам же Сэркээн Сэсен записывает свои мудрые советы орлиным пером на каменных плитах-скрижалях. Другой мифологический герой олонхо - писец верховного бога-создателя Юрюнг Айыы-тойна по прозвищу Длинный Писец (Усун Дью-рантайы Суркусут). Божественные предначертания он записывает кровью на трех- и четырехгранных каменных столбах (как орхонские и енисейские стелы с охряными рунами).

Как бы то ни было, но в изначально бесписьменном якутском языке всегда существовали понятия, связанные с письменностью - "письмо", "буква".

Богата и содержательна наскальная живопись курыкан. Выбитые и нарисованные на камне композиции представляют выразительные изображения вооруженных всадников, повозок,;

юрт, стад. Все это напоминает иллюстрации к каким-то героическим сказаниям.

Начиная с XI-XII веков, монголоязычные племена киданей, вытеснившие хунну и их союзников из Забайкалья, сами постепенно проникали на север. Здесь они вступали в контакты с курыканами. Длительное тесное соседство, то мирное, то конфликтное, приводило к взаимному усвоению, заимствованию хозяйственного уклада, обычаев, некоторых элементов языка. Курыканы несли эту монгольскую "примесь" дальше на север

Самая массовая волна тюркской миграции на Среднюю Лену началась, скорее всего, в XIII-XIV веках и была связана уже не со стихийной миграцией, а с организованным вторжением в "Северные земли" полководцев Чингисхана. Эти события заставили бежать дальше на север, в страну "Счастливая Сайсара", не только прибайкальских курыкан, но и тюркоязычные племена, обитавшие тогда в Приангарье, на Саянах и даже на Алтае, - отовсюду, куда "ступило копыто монгольского коня".

Возможно, именно поэтому в преданиях различных якутских улусов существуют разночтения по части имен, приключений и подвигов героев-родоначальников. И потому же "отец якутов" Эллей-батор застает на Лене "много людей, которые бежали туда давным-давно". А в самой "Счастливой Сайсаре" уже обосновался Ычыг-Оногой - точно такой же скотовод и выходец с юга, как и сам Эллей.

И только в XV-XVI веках, уже на новой родине, из разноплеменных групп пришельцев-скотоводов, "конных людей", отчасти из аборигенов - тунгусских охотников и оленеводов - сформировался якутский народ. А основой этого объединения стали курыканы - самая многочисленная группа выходцев из Прибайкалья. Возможно, именно ее возглавлял племенной вождь по имени Баджей - первый "документально засвидетельствованный" персонаж якутской истории. О нем, хоть и скупо, упоминают русские письменные источники. Правда, их авторы уже не застали Баджея в живых. Но они зафиксировали сведения, полученные, возможно, от его младших сподвижников. Или в крайнем случае их непосредственных потомков - детей и внуков. Баджей, с титулом Дойдуса-дархан, или Тюсюлгэ-дархан, стал как бы основателем "династии" независимых якутских правителей. А последним из них и был "якутский царь" Тыгын-тойон - герой множества преданий, легенд, мифов. И в то же время - совершенно реальный, якутский "князец", часто упоминаемый уже в документах русских воевод и правителей Якутии.

Как это нередко случалось в истории, пришельцы сумели подчинить себе коренных жителей, дать им свой язык и имя. Но они не могли, конечно, изменить природных условий страны. А значит и способов жизни в ней. Поэтому якутский язык удивительно монолитен. В нем нет диалектов и даже ярко выраженных говоров. И в то же время якуты в разных природных областях очень различались по традиционному образу жизни, способам ведения хозяйства.

Основная часть народа, поселившаяся на относительно просторных и травообильных речных поймах и аласах Средней Лены, Алдана, Амги, Вилюя, так и осталась скотоводческой. Их соседи, а вслед за ними и русские называли их "конными людьми". Эти люди разводили коров и лошадей. Правда, это было уже не то кочевое скотоводство, что у их предков в необозримых степях Монголии и Забайкалья. Не хватало настоящего простора. Все удобные для выпасов и сенокосов угодья были, как говорится, наперечет, и каждый луг-алас принадлежал какому-то роду или семейству. Поэтому в основном якуты жили небольшими семейными группами и как бы "на два дома" - зимний и летний. Семейное зимовье ("кыстык") ставилось на покосе. Здесь рядом с теплой зимней юртой-балаганом ставился и хлев-хотон, где на запасенном с лета сене содержались коровы с телятами. Весной семейство с рогатым скотом перебиралось на летнее пастбище ("сайлык"). Здесь люди жили в легких берестяных чумах, а скот под открытым небом. Самые состоятельные семьи имели, кроме того, весенние ("саахьыр") и осенние ("отер") пастбища. То есть имели возможность дольше, чем другие, выпасать скот на свежей траве. К тому же в Якутии почему-то не прижились овцы и верблюды - два рода скота из четырех, которых выпасали их степные предки. Зато лошади прекрасно освоились в новых, необычайно суровых условиях. Они приспособились добывать себе корм из-под снега - "копытить". И их многочисленные табуны практически самостоятельно круглый год пасутся в хорошо продуваемых луговых поймах просторных долин, спасаясь так летом от гнуса, а зимой - от бескормицы. Самостоятельность их такова, что основной способ заготовки конского мяса (а это основа традиционного мясного меню якутов) - загонная "охота" и отстрел. .

Конечно, не пренебрегали якуты-скотоводы и охотой. Здесь они применяли исконные местные, таежные приемы: ловушки, силки, засидки (в том числе на солонцах), облавы. Очень своеобразен нигде больше не известный якутский способ охоты на лосей и оленей с быком. Охотник скрадывает зверя прячась за... домашним быком. Вид и запах этого животного не пугает, а то и привлекает его дикого собрата (или "сестру"). И в то же время надежно перебивает запах прячущегося за ним стрелка.

Якутские роды (или племена), населявшие северные равнины и горы, жили точно так же,, как и их предшественники на этой земле - юкагиры, чукчи, эвенки, эвены. Они охотились, разводили оленей, рыбачили. Вот последнее занятие в глазах "конных" якутов было не слишком почетно. И даже само слово "рыбоед" ("6алыскит") было синонимом безлошадного бедняка, оборванца. Вообще образ жизни таких "пеших" якутов настолько отличался от "конных", что те даже ,и называли их тунгусами, то есть эвенками, несмотря на общность языка.

Якуты - единственный из народов Сибири, который до прихода русских сохранил, тайну гончарного производства, имел довольно развитое железоделательное и кузнечное ремесло. Кузнецы среди якутов вызывали большее почтение и страх, чем шаманы-прорицатели.




Мир путешествий и приключений OUTDOORS.RU
Мир путешествий и приключений