Путешествие по России Путешествие по России

АЛТАЙ

Алтай
Байкал
Катчатка
Кольский
Коми
Красноярск
Саяны
Тува
Якутия

История

История Бийска-это история острога, крепости, купеческого города. Бийск- старейший из алтайских городов, был построен по указу Петра I почти 300 лет назад. Датой рождения города считается 18 июня 1709 г., когда был заложен первый Бикатунский острог. В начале XVII в. самыми южными русскими укрепленными пунктами в Западной Сибири были крепость Томска и Кузнецкий острог. Южнее них лежал неизвестный Алтай, обозначенный на картах того времени как "Телеутская землица", по названию алтайского племени телеутов. Русские границы были подвержены нападениям со стороны телеутских князей и воинов Джунгарского ханства и нуждались в укреплении.

29 февраля 1708 г. Петр I подписал указ о строительстве "острога со всякими крепостьми". Укрепление было необходимо не только для "оберегания ясачных волостей", но и для последующей хозяйственной деятельности на новых землях. Изначально острог был построен на высоком правом берегу Бии, напротив впадения в нее Иконниковской протоки, которая вплоть до XIX в. являлась основным руслом Катуни. Бикатунский острог был квадратным или прямоугольным в плане, с периметром стен не более 160-180 м. С наружной стороны стены укреплялись за счет земляного вала и рва, перед которым в землю вкапывались рогатки, сделанные из деревянных брусьев.

Летом 1710 г. на острог напало телеутское войско, которое после трехдневного штурма подожгло его. Защитники были вынуждены принять решение покинуть горящий острог и направиться в сторону Кузнецка. Так окончил свое существование Бикатунский острог. Лишь в 1716 г. снова сложилась благоприятная обстановка для присоединения территорий Верхнего Приобья к России. 1 апреля 1717 г. сибирский губернатор Гагарин послал кузнецкому коменданту полковнику Сенявину указание немедленно приступить к строительству нового острога у слияния Бии и Катуни. Строительство опорного пункта под руководством служилого дворянина Ивана Максюкова закончилось в середине июля 1718 г. Вторая Бикатунская крепость находилась в старой части нынешнего Бийска, в районе сквера им. Фомченко. Гарнизон крепости состоял из 50 городовых казаков, которыми командовал крепостной приказчик, назначаемый из служилых дворян.

В начале 1720-х гг. в крепости было шесть пушек, одна из которых хранится сегодня в музее Бийска. Судьба крепости изменилась после указа императрицы Елизаветы от 1 мая 1747 г., по которому следовало оберегать перешедшие к Кабинету сереброплавильные заводы от набегов и разорений. С этой целью в конце 1748 г. началось строительство новой крепости, которое продолжалось до осени 1751 г. Инженер-кондуктор Виктор Мадер предлагал наряду с возведением новых фортификаций использовать в качестве цитадели укрепления 1718 г. В 1758-1761 гг. крепость снова подверглась значительной перестройке. Вызвано это было длительной войной между Джунгарским ханством и Китайской империей, военными действиями в непосредственной близости от русских границ. Башни и стены были укреплены за счет пушек, присланных из тылового Каинского острога и Тобольска. Две крепостные пушки можно увидеть сегодня на гранитном постаменте у бийского стадиона "Авангард".

В 1764 г. командующий Сибирским корпусом И.И.Шпрингер, решив, что Бийская крепость устарела, приказал обер-коменданту Колывано -Кузнецкой линии инженер-генерал-майору И.А.Деколонгу спроектировать новые фортификационные сооружения. В конце 1768 г. началось сооружение новой, четвертой по счету, Бийской крепости. Из-за нехватки средств строительные работы затянулись на долгие годы и были закончены лишь к 1778 г. Новая крепость воплотила в себе практически все последние достижения военно-инженерного искусства того времени.

Крепость И.А.Деколонга была построена в 2 км ниже старых укреплений по течению Бии. Вместо деревянных стен и башен воздвигли земляные бастионы и редуты, обложенные с внешней стороны камнем-плитняком. Большинство построек крепости возводились на каменных и кирпичных фундаментах. Однако довольно часто грунтовые воды затопляли крепостные сооружения, подмытые высокой водой Бии бастионы оползали и разрушались, деревянные здания гнили. 11 мая 1799 г. на Бии началось невиданное наводнение: в считанные часы уровень воды поднялся на 7-8 м, вода затопила солдатские слободки, крепостной госпиталь, продовольственные склады, часть береговых укреплений была разрушена. И тем не менее в середине XVIII в. Бийская крепость была одной из сильнейших в Сибири, центральным звеном в оборонительной пограничной линии, протянувшейся от Усть-Каменогорской крепости до Кузнецка. Колывано-Кузнецкая линия прикрывала горные заводы, села и города края со стороны южной границы.

20 октября 1782 г. Бийская крепость в составе ряда других сибирских крепостей была возведена в ранг "штатных" городов. С 1780-х гг. и до 1820-х гг. административный статус Бийска несколько раз менялся, пока в 1827 г. он не утвердился в положении уездного центра Томской губернии. Бийская крепость была окончательно упразднена сенатским указом 1848 г.

С 1828 г. Бийск - центр Алтайской духовной миссии. В задачу миссии входило не только крещение жителей Алтая, но и распространение среди них культуры. На начальном этапе миссия имела 15 сотрудников. Алтайская духовная миссия существовала на пожертвования меценатов.

С середины XIX в. история Бийска связана уже с развитием торговли и сельского хозяйства. Развитию города способствовали выгодное положение на торговых путях, связывавших степной Алтай с Горным Алтаем и Кузнецкой котловиной, а также на Чуйском тракте, и благоприятные условия для земледелия и животноводства. Бийские купцы одними из первых проникли по долинам горных рек в Западную Монголию и Синьцзян. Пионером торговли по Чуйскому тракту стал бийский купец И.Хабаров, позже Мальцевы, Кузнецовы, Шебалины и др. Велась "двойная" торговля: с одной стороны, с местным населением (например, мясо обменивалось у алтайских скотоводов на сельскохозяйственные продукты, хлеб и табак, затем сбывалось на горных заводах), с другой - вначале через посредников, после напрямую - с китайскими купцами. Бийские коммерсанты ежегодно участвовали в ярмарках в Кош-Агаче, на которые они привозили юфтевые кожи, сукно, бисер, пуговицы, медные чайники и тазы, чугунные котлы, железные замки, капканы, топоры, ножи, табак. Из своего округа Бийск снабжал хлебом, съестными припасами и табаком, кедровыми орехами. Из Кош-Агача купцы везли сурковые шкурки, кирпичный чай, китайскую дабу, рогатый скот, баранов, лошадей. В 1860-х гг. русские сумели достичь соглашения о прямой торговле с китайскими купцами.

Бийские купцы настойчиво добивались строительства в горах колесной дороги. Они много раз обращались к томскому губернатору с ходатайством о строительстве дороги между Онгудаем и Кош-Агачем и обязались взять на себя часть расходов. Известно, что это строительство из-за постоянной нехватки средств затянулось на много лет. Когда работы все же начались в 1900 г., бийские жители взяли на себя расходы по содержанию переправ и паромов. После окончания работ на Чуйском тракте обороты торговли резко возросли.

Важной статьей доходов торговли в Бийске были питейные заведения. С 1831-го по 1835 г. было отдано в откуп два питейных дома, одна штофная лавочка, а всего в городе вместе с уездом было 38 питейных домов и 4 штофные лавочки. Также бийские купцы активно торговали табаком.

Промышленность в Бийске была развита сравнительно слабо, 80% ее составляло кожевенное производство. Из ремесел особенно было развито кузнечное. Часть жителей занимались извозом, а большинство работали на золотых и лесоперерабатывающих промыслах. После отмены крепостного права в 1861 г. в окрестностях Бийска начали работать Иткульский винокуренный (1863) и стекольный (1872) заводы. В конце 80-х гг. появился винокуренный завод и в самом Бийске. Он принадлежал купцам Н.Гусеву, М.Яновскому, В.Рыбакову. В Бийске существовали отделения крупных банков: Сибирского торгового, Русско-Азиатского и Петроградского международного (коммерческого). В 1880-х гг. Бийск становится культурным центром, в котором действуют школы, типографии, библиотеки,аптека.

В 1899 г. до Бийска открылось "срочное и правильное пассажирское сообщение" на пароходах. В конце XIX в. в городе была построена пароходная пристань. Постоянный водный путь позволил бийским купцам начать торговлю хлебом и сливочным маслом с Англией и Германией. В Бийск для заключения торговых договоров приезжали представители лейпцигских и лондонских фирм. В 1913 г. было начато строительство железнодорожной ветки от Новониколаевска, в этом же году было определено место и начато строительство бийского вокзала. В 1915 г. начала функционировать железная дорога Новониколаевск - Бийск.

На рубеже XIX-XX вв. Бийск - типичный провинциальный купеческий город, без мощеных улиц с запущенными парками. В центре города стояло несколько красивых особняков (Народный дом (ныне театр, арх. И.Ф.Носович), мужская гимназия (ныне школа, арх. АД.Крячков), особняк купца Ассанова (ныне музей, арх. К.КЛыгин), большинство же горожан жили в старых избах. По свидетельству В.Шишкова, работавшего в Бийске в начале века: "...Улицы сплошная топь, вонь, мерзость, азиатчина, это не улицы, а сплошные отвалы". После революции история Бийска сходна с прочими уездными центрами Сибири. В 1925-1937 гг. Бийск - окружной центр Сибирского края. В это время начали работать сахарный завод, беконная фабрика, авторемзавод и др.

Кроме как сохранившимсялокализованным ядром исторической застройки, с туристической точки зрения Бийск представляет несомненный интерес и тем, что от него начинается Чуйский тракт, а следовательно, и серия увлекательных маршрутов по Горному Алтаю.

Данный раздел составлен на основе путеводителя по Алтаю
изд. ЛЕ ПТИ ФЮТЕ за 2000г.



Мир путешествий и приключений OUTDOORS.RU
Мир путешествий и приключений