Путешествие по России Путешествие по России

АЛТАЙ

Алтай
Байкал
Катчатка
Кольский
Коми
Красноярск
Саяны
Тува
Якутия

Тюркский период

В Горном Алтае были обнаружены разнообразные археологические памятники VI-X вв., относящиеся к тюркскому времени, в которых четко прослеживается связь между гунно-сарматским и тюркским периодами истории Алтая. В этот период осуществился переход от индоевропейских жителей Алтая к древним тюркам, предкам современных алтайцев, турок и монголов.

В VI в. племена тюрков объединились в мощный Первый тюркский каганат, включавший в свои владения земли от Кавказа и Крыма на западе до Китая на востоке. В 572 г. Первый тюркский каганат распался на Западный с центром в семиречье и Восточный с центром в современной Монголии. В 682 г. был образован Второй тюркский каганат, который просуществовал до 744 г., вплоть до появления в степях Центральной Азии Уйгурского каганата, под властью которого оказалось население Алтая. После падения Уйгурского каганата в 840 г. алтайские племена оказались в подчинении енисейских кыргызов, предков современных хакасов, войдя в состав Кыргызского каганата. Начиная с VI в. древние тюрки начали проникновение в лесостепную и лесную зоны Приобья. Жившие здесь угорско-самодийские племена частично были оттеснены на север, другая часть их ассимилировалась с древними тюрками. Таким образом сгладились существовавшие на протяжении долгих веков культурные отличия между населением зоны гор и степей Алтая и обитателями Верхней Оби. Тюркские археологические памятники наиболее разнообразны и хорошо сохранены на территории Горного Алтая. Среди них курганы и поминальные комплексы, рунические писаницы. Характерны погребения в грунтовых ямах с южной ориентировкой с сопроводительными захоронениями коней. Умершие снабжались ритуальной пищей, как правило из баранины.

С богатыми курганами тюркского времени и каменными оградками связаны также 'каменные бабы" (кезер таш). Эта группа памятников относится к VI-IX вв. На Алтае обнаружено более 30 изваяний. Многие были найдены вдоль Чуйского тракта, семь - в Курайской степи. Часть изваяний была вывезена экспедициями в музеи Томска, Горно-Алтайска, Москвы (Государственный Исторический музей) и Санкт-Петербурга (Музей антропологии и этнографии). Некоторые бабы тем не менее остались на своих местах. Несмотря на скупость изобразительных средств, каменные изваяния древних тюрков, дошедшие до наших дней, удивительно индивидуальны и похожи на древних людей, живших на Алтае более тысячи лет назад. Кроме того, изваяния кезеров имели и чисто практический смысл: так, согласно анимистическим представлениям тюрков, душа умершего могла быть заключена шаманом в камень; то есть сам умерший как бы присутствовал на своих поминках. Часто каменные фигуры кезеров - древних воинов - называют каменными бабами. В отличие от половецких каменных скульптур, с которыми их часто сравнивают, алтайские фигуры никогда не изображают женщин, а являются воплощением образа древнего воина. Первые каменные скульптуры баб в условной манере передают лицо человека, выполненное в верхней части стелы. Как правило, это мужчина с широкими скулами, раскосыми глазами, усами и бородой; на отдельных изваяниях изображены вдетые в уши серьги, на шее - гладкие гривны и ожерелья. Более поздние фигуры тюркских воинов передают также парадное облачение с оружием (сабля и кинжал) на поясе, украшенном фигурными бляхами. Число и состав поясных блях служили знаками воинского различия. Иногда изображена и одежда: головные уборы, халаты с отворотами на груди и широкими рукавами с манжетами. В правой руке воина изображена чаша или кубок, левая опущена на рукоятку сабли. Наиболее выразительные фигуры алтайских тюрков известны в долинах Узунтала, Курая, Каракола, Аргута и Белого Ануя.

В Горном Алтае известно более 3000 оградок тюркского времени. Они представляют собой четырехугольные сооружения из каменных плит. Это основания храма или деревянной каркасной постройки в виде жилища (подобные сооружения до сих пор возводятся над могилами алтайцев и казахов в Юго-Восточном Алтае) На плитах алтайских оградок нередко встречаются гравированные рисунки животных и людей. Пространство вокруг оградок выкладывалось тщательно подогнанными друг к другу крупными валунами или мелкой галькой. Оградка являла собой последнее пристанище души умершего. В центре помещалось лиственничное дерево, а в качестве жертвы приносилась лошадь; устанавливалась так называемая "гайлга" - натянутая на наклонные колья шкура жертвенного животного.

На восток от оградок с изваяниями тянутся небольшие, вертикально поставленные камни - балбапы. Такое название в современной археологии получили ряды невысоких каменных столбиков, расположенные рядом с оградками. Однако среди ученых нет единства в вопросе о трактовке этого термина. Ранее балбалами называли каменные скульптуры, и фонетическим упрощением слова объясняли, почему скульптуры воинов зачастую называли бабами. Прежде все исследователи были единодушны в том, что тюрки ставили каменные столбики - балбалы у поминальных сооружений своих воинов по числу врагов, убитых погребенным. Но большое число балбалов (несколько десятков, иногда - сотен) у мемориальных комплексов древнетюркской аристократии заставляет археологов сомневаться в этой версии: трудно представить, что тюркские каганы при жизни могли убить сотни вражеских воинов. В последние годы широкое распространение получило предположение, что число камней соответствует числу сородичей, принимавших участие в похоронах.

Возможно, что камни являются символическими коновязными столбами - неотъемлемой частью любого жилища кочевника. Балбал-коновязь являлся своего рода знаком присутствия (внимания) определенного человека к умершему. Кроме того, здесь можно провести параллель между алтайскими балбалами и деревянными коновязями-сэргэ, почитаемыми у бурят и якутов. Также к культурному пласту тюркского времени относятся многочисленные петроглифы и писаницы - наскальные рисунки и элементы тюркского рунического письма. Петроглифы выполнены в технике точечной выбивки или граффити, т.е. прочерченного рисунка. Как правило, рисунки изображают животных, всадников, батальные сцены и сцены охоты, птиц и змей, фантастических существ. Рунические надписи на камнях выполнены знаками орхоно -енисейского алфавита. В Горном Алтае сохранились некоторые поселения тюрков. Большая их часть располагалась на горных склонах, в логах или у подошвы гор, что позволяло в случае военной опасности отойти в соседнюю долину. Наиболее известное тюркское городище было раскопано в устье реки Большой Яломан. По мнению исследователей, это был значительный и большой город тюрков. Китайские летописи характеризуют тюрков как искусных металлургов, поставляющих железо и изделия кузнечного мастерства соседям.

Данный раздел составлен на основе путеводителя по Алтаю
изд. ЛЕ ПТИ ФЮТЕ за 2000г.



Мир путешествий и приключений OUTDOORS.RU
Мир путешествий и приключений