Путешествие по России Путешествие по России

АЛТАЙ

Алтай
Байкал
Катчатка
Кольский
Коми
Красноярск
Саяны
Тува
Якутия

Русские на Алтае

История русских крестьян-старообрядцев - одна из интереснейших страниц прошлого Алтая. Заселение Алтая русскими началось еще в допетровскую эпоху. В середине XVII в. на Руси произошел раскол церкви. Сторонников старых устоев стали называть старообрядцами, или староверами. Их жестоко преследовали в Центральной России, в результате чего они тоже были вынуждены уходить в горы Алтая, искать прекрасное Беловодье.

Где находится этот край мужицкой справедливости, сказать трудно. Большая часть старообрядческих поселений образовалась в XVIII в. в Уймонской степи, в верхнем течении Катуни, в районе современных сел Верхний Уймон, Мульта, Тихонькая, Гагарка, Горбуново.

Переселенческое движение XVIII в. состояло из нескольких волн. Прежде всего, в Горный Алтай устремились русские крестьяне. В основном они были заводскими или крепостными. Они мечтали обрести вольную жизнь, которая, по их представлениям, была возможна в легендарной стране Беловодье, расположенной в Алтайских горах. Там, по преданию, не было крепостной зависимости (это была территория алтайских племен, подданных джунгарских ханов), были свободные земли для житья и ведения хозяйства. Поодиночке, семьями, общинами бежали они в "камень", селились в ущельях верхнего течения Бухтармы и ее притоков, в верховьях Катуни. Сюда же приходили беглые из европейской части России - помещичьи крестьяне, солдаты и казаки, которым приходилось укрываться от преследований. Но все же основу переселенческого движения составляли старообрядцы.

На Алтае существует несколько названий староверов: их зовут "кержаками", "каменщиками", "стариковскими". Старожилы Верхнего Уймона сохранили предания об основателях села: "Первым забежал в Уймон дед Василий из Атамановых, забежал Бочкарев и Атаманов с Кержань-реки, Чернова порода бежала оттель. Бежали после раскола по свободным местам. Холостые женились на алтайках, в свою веру обращали. Раньше весь Уймон был - старообрядцы". Исследователи полагают, что большинство жителей Уймонской долины - потомки выходцев с русского севера. Об этом свидетельствуют внешний вид и внутренняя планировка сохранившихся домов, характерная для крестьянской архитектуры Поморья, орнаменты вышивок, традиционные украшения. Происхождение маленькой деревни Гагарка связывают с первым ее поселенцем, "который очень хорошо плавал, "как гагар", смело преодолевая Катунь". Как известно, гагара - птица северная.

Староверы сильно пострадали от церковных и светских властей. Их преследовали за веру и за незаконное, самовольное переселение. При этом алтайское население всячески помогало староверам, известны даже случаи, когда алтайцы прятали кержаков от полиции. Только в 1792 г. Екатерина II издала приказ о прощении старообрядцев за побег и предоставлении им права на жительство при условии уплаты подати - ясака. С тех пор староверы были приравнены к местному алтайскому населению и освобождены от рекрутской повинности. В советские годы многие из старообрядцев были репрессированы как середняки и враги народа. В годы Великой Отечественной войны они добровольно уходили на фронт, давали приют эвакуированным, раненым.

Данный раздел составлен на основе путеводителя по Алтаю
изд. ЛЕ ПТИ ФЮТЕ за 2000г.



Мир путешествий и приключений OUTDOORS.RU
Мир путешествий и приключений