Путешествие по России Путешествие по России

АЛТАЙ

Алтай
Байкал
Катчатка
Кольский
Коми
Красноярск
Саяны
Тува
Якутия

Словарь

АИЛ. Традиционное алтайское жилище, юрта. Данный термин используется также для обозначения поселения, группы юрт, деревни.

БАДАН. Широко распространенное в алтайском средне- и высокогорье многолетнее растение с округлыми мясистыми листьями. Заросли бадана встречаются на каменистых склонах. Бадан содержит большое количество дубильных веществ, широко применяется в медицине как вяжущее, смягчающее при воспалениях слизистых оболочек и кровоостанавливающее средство. Используют корни и прошлогодние почерневшие подвяленные листья (настои и настойки).

БЕЛОВОДЬЕ. В представлениях старообрядцев и первых русских переселенцев колонизировавших Алтай - легендарная страна свободы и древнего благочестия, Благословенная земля. (Подробнее см. с. 57)

БЕЛОК. На Алтае белками (ударение на второй слог) называют горные вершины, покрытые снегом. Например, Катунские белки, Куминские белки, Каменный белок, Холодный белок и т.д.

БОМ. Высокая отвесная скала, утес, обрывающийся к руслу реки или дороге. Особенно много эффектных бомов расположено вдоль Чуйского тракта, рек Катуни и Чуй (например, бом Кор-Кечу, Белый бом и т.д.).

БУРХАН. Термин "бурхан" (тюрко-монгольская модификация слова "будда" или словосочетания "будда-хан") у тюркских и монгольских народов употребляется для обозначение будды, бога вообще, изображения бога, идола. В последнее время, термин "бурхан" стал широко употребляемым на всем пространстве гор Южной Сибири (от Алтая до Забайкалья), большей частью упоминаясь в качестве своеобразного топонима, обозначающего священное место, место поклонения духам-хозяевам (см. Эе). Около бурханов, как правило, стоят шаман-деревья с завязанными в узелки белыми ленточками на ветвях.

БУРХАНИЗМ ("ак-дьанг" - белая вера). Бурханизм представляет собой алтайскую разновидность ламаизма в сочетании с элементами шаманизма. Вот что по поводу появления на Алтае бурханизма сообщает Рерих: "В 1904 году молодая ойротская девушка имела видение. Явился ей на белом коне сам Благословенный Ойрот. Сказал ей, что он вестник Белого Бурхана и придет сам Бурхан скоро. Дал Благословенный девушке-пастушке много указаний, как восстановить в стране праведные обычаи и как встретить Белого Бурхана, который воздвигнет на земле новое счастливое время. Девушка созвала свой род и объявила эти новые указания Благословенного, прося сородичей закопать оружие, разрушить идолов и молиться только милостивому Белому Бурхану. На вершине лесистой горы было установлено подобие алтаря. Там собирался народ, сжигали вереск и пели вновь сложенные священные песни, трогательные и воздымающие. Местная администрация смутилась, узнав об этой новой вере, как они называли ее. Мирные почитатели Белого Бурхана подверглись жестокому преследованию".

Однако согласно отчетам алтайской духовной миссии, уже к 1912 г. большинство инородцев исповедовало бурханизм.

Новая вера получилась какая-то странная, особая, алтайская, своя. В ней старый шаманствующий культ переплелся и перепутался как попало с чистым ламаизмом. Но так ли, иначе ли, в основу новой веры был положен принцип единобожия.

ВЕРЕВКА. В среде алтайцев, занимающихся скотоводством, один из наиболее дефицитных предметов. Универсальная валюта и лучший подарок. Особенно ценится капроновая веревка толщиной 6-8 мм и длиной более 20 м.

ВОДКА. В путешествии на Алтай водка необходима. Во-первых, она позволяет слегка улучшить настроение после тяжелого дня, во-вторых, может использоваться в качестве профилактики простуды. Если вам придется распить стопку-другую с новыми знакомыми, имейте в виду, что алтайцам не рекомендуется злоупотреблять этим напитком: от водки они становятся агрессивными. Советуем взять с собой фирменную водку "Алтай" - это чистый, качественный продукт, приятный во всех отношениях.

ЕРНИК. Тип болотно-тундровой растительности, представленной кустарниковой порослью карликовой березы и полярной ивы. Ерник основной тип растительности в зоне горных тундр и заболоченных участков долин.

ЖИМОЛОСТЬ. Широко распространенный на Алтае (преимущественно на высотах (1000-2000 м) кустарник с продолговатыми фиолетовыми или темно-синими сочными ягодами. Добавленные в чай несколько ягод жимолости придают напитку неподражаемый приятный вкусовой тон. Особенно хорошо использовать сочетание ягод жимолости и листа черной смородины.

ЗОЛОТОЙ КОРЕНЬ, РОДИОЛА РОЗОВАЯ (Rhodlola rosea L.). Растет в трещинах скал по каменистым склонам и берегам ручьев в высокогорной части Алтая. Золотой корень обладает действием подобным женьшеню, снимает усталость, оказывает стимулирующее воздействие на весь организм. Корневища заготавливают в конце июля - августе. Используют в виде жидкого экстракта, настоянного на спирте, или отвара. Противопоказан при гипертонии.

КАЙ. Каем у алтайцев называются сказания и героический эпос, исполняемый профессиональными сказителями - кайчи. Характерны речитатив и горловое пение под аккомпанемент губного варгана - комыса.

КАМЕННЫЕ БАБЫ. Каменными бабами (от тюркского "баба" - предок, дед), или по-алтайски кезер таш ("каменные воины") называют скульптуры тюркского времени. Подобные изваяния сохранились лишь в немногих местах Алтая. Некоторые из них представляют собой шедевры скульптурного искусства, являющиеся бесценными памятниками культуры и истории. К сожалению, каменных баб на Алтае становится все меньше, некоторые из них были уничтожены, наиболее яркие образцы вывезены в музеи.

КЕДР. Кедр, или сибирская сосна (Pinus sibireca), считается одним из самых замечательных деревьев алтайских лесов. Наиболее ценен кедр своими орешками. Кедровые рощи встречаются в районе Семинского перевала и в Прителецкой зоне. Масло, содержащееся в кедровых орешках, широко используется в медицине и косметологии. По алтайскому рецепту на кедровых орешках настаивают водку, что придает ей приятный аромат и коньячный цвет.

КЕРЖАКИ. "Каменщинки", "стариковские" - так на Алтае называют русских переселенцев-старообрядцев. Основным районом их проживания является Уймонская котловина. Название "кержаки" происходит от реки Керженец в Нижегородской области, в окрестностях которой находилось большое число старообрядческих скитов.

КУМЫС. Кумыс - традиционный казахский напиток из молока кобылы. На Алтае его называют богатырским напитком. Считается, что кумыс обладает лечебными свойствами, в частности лечит от болезней легких. В некоторых санаториях (например, в Чемале) используют методику кумысолечения. Для приготовления кумыса цельное молоко наливают в сосуд из конской кожи, добавляют сыворотку и оставляют отстояться на ночь. Через сутки готовый кумыс можно пить. Для казахов кумыс вроде пива, его также пьют в качестве легкого алкогольного напитка. Рекомендуется без привычки не пить сразу много кумыса, а приучать к нему желудок постепенно.

КУРУМЫ. Каменные россыпи, скопление каменных глыб в нижних частях горных склонов и долинах. Иногда образуют так называемые "каменные моря" или, вытягиваясь по долине, - "каменные реки". Зачастую курумы являются серьезным препятствием при пеших, а тем более конных прогулках.

ЛОШАДИ. Для алтайцев и казахов лошадь - часть культуры и быта. Еще в пазырыкских курганах рядом с человеческими могильниками были обнаружены захоронения богато украшенных лошадей. Охотники и скотоводы, народы Алтая не представляют свою жизнь пешком, проводя большую часть дня верхом. Алтайские лошади стройные и сильные, привычные к расстояниям. Казахи разводят специальную породу лошадей ради их мяса, ведь конина является важной частью их рациона. Конское мясо едят вареным или копченым, в качестве закуски.

МАРАЛЬИ ПАНТЫ. Благородный олень - марал - живет в лесах низкогорий и среднегорий Алтая. По размерам марал больше оленя, немного меньше лося. Его ветвистые рога весят от 8 до 9 кг. Маралы живут на склонах гор, в так называемых маральниках - больших выпасах, огороженных тонкой сеткой. Увидеть марала довольно трудно, т.к. это очень осторожное, независимое, агрессивное животное. Каждый год, в мае - июне, маралы сбрасывают свои рога, на месте которых затем вырастают молодые панты. В мараловодческих хозяйствах молодые панты срезают в июне месяце. Сами панты представляют собой шершавые на ощупь рога с большим количеством симметрично расположенных отростков (не меньше пяти). Из пантов получают лекарственное вещество - пантокрин. Считается, что пантокрин повышает мужскую потенцию и всячески содействует улучшению тонуса, укрепляет иммунитет. В последние годы на Алтае получили распространение пантовые лечебные ванны. Они делаются на отваре пантов, с добавлением лечебных трав. Курс рассчитан на 10 ванн и предусматривает полное оздоровление организма. Словно в "Сказке о Коньке-Горбунке", желающие омолодиться купаются в алтайских маральих ваннах, которые часто организуются при мараловодческих хозяйствах.

МЕД. Алтай славится своим медом. Лучшим считается горный цветочный мед, иногда называемый местными "белковским". Он обладает целебными свойствами, вкусен и очень полезен для здоровья. Хорош также мед из акации (караганника) и степного разнотравья. Пчеловодство - один из наиболее развитых видов сельскохозяйственной деятельности, поэтому купить мед на Алтае довольно просто. Много пасек расположено в предгорьях. Договорившись с хозяином и предоставив ему канистру или пластиковую бутылку, можно привезти домой прекрасный прозрачный тягучий мед, который будет напоминать о путешествии на Алтай долгими зимними вечерами. По праву мед считают лучшим из сувениров Алтая. Особенно широкий выбор медов представлен на рынке в селе Усть-Кокса.

КАМЕННЫЕ СТЕЛЫ, МЕНГИРЫ, БАЛБАЛЫ. Менгиры - мегалитические сооружения загадочной культовой природы, встречающиеся на широких просторах Евразии от центральноазиатских степей и Кавказа до Бретани и Шотландии. На Алтае менгиры служат обозначением древних курганных могильников и кое-где до сих пор являются объектами почитания. Иногда воткнутые в землю камни украшены рисунками или руническими письменами. Близ захоронений встречаются также небольшие столбики-балбалы. Считается, что чем больше столбиков, тем более знатного происхождения был воин.

ПИЩУХИ (Ochotona alpina). Небольшие зверьки рыжевато-песочного или серо-желтого цвета, с симпатичными мордашками, похожие на крупных хомяков, густо населяющие каменные россыпи (курумы). Во время пеших прогулок по горам Алтая вы непременно повстречаете этих забавных созданий, которые будут долго провожать вас пронзительным писком. Мясо пищух съедобно, а из их слежавшегося помета образуется овеянное легендами лекарственное вещество мумие.

СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА. Священные и культовые места на Алтае множественны. Большинство из них можно узнать по сохранившейся традиции привязывать матерчатые ленточки преимущественно белого цвета на ветви деревьев. Как правило, подобные "шаман-деревья" можно увидеть на перевалах, близ источников, реже у отдельно стоящих скал, водопадов, необычных деревьев и т.п. Современное назначение их может быть весьма многообразно и зачастую уже не имеет отношения к культу как таковому. Одни оставляют узелок для того, чтобы сбылось какое-нибудь желание, другие просят у духа места - хорошей погоды, третьи для того, чтобы вновь вернуться в сии места (современная трактовка, распространенная среди части туристов). Алтайцы же таким образом воздают своеобразное благодарение духу места, или бурхану.

СОГРА. Угнетенный лес (сосна, береза, ольха с примесью кустарника) на заболоченной кочковатой местности в поймах рек или на плоских, плохо дренируемых пространствах междуречий.

СУВЕНИРЫ. С Алтая принято привозить изделия из дерева и камня, бересты, горный хрусталь, а также ковры-сырмаки, мед, кедровые орехи, местные настойки и бальзамы.

ТАМГА. У тюркских народов знак родовой принадлежности, передающийся по наследству. Тамги использовались для таврения скота, бортевых деревьев, межевых знаков и т.п., подписания официальных документов, часто высекались на каменных стелах или балбалах, указывая на принадлежность оных.

ЧИЛИМ (ВОДЯНОЙ ОРЕХ). Чилим был известен человеку с глубокой древности благодаря своим съедобным плодам, ядро которых содержит до 50% крахмала. В древности орехи употребляли в качестве лекарства, а также для украшения одежды и в качестве талисманов. Растет в Манжерокском, Колыванском озерах.

ШАМБАЛА. Легендарная страна, находящаяся где-то в центре Азии, наиболее часто ее располагают в северных предгорьях Гималаев, иногда в Монголии или на Алтае. Согласно традиционным буддийским представлениям, Шамбала находится севернее реки Сит (отождествляемой с Таримом или Амударьей, или Сырдарьей), Шамбалу окружают восемь снежных гор, которые напоминают лепестки лотоса... Однако волшебной страны по имени Шамбала нет ни на политических, ни на физических или демографических картах мира. Приверженцы эзотерических учений Востока утверждают, что это незримая и тайная страна, которая существует в духовном пространстве как бы "рядом" с нашей Землей, имеющая точки "выхода на поверхность" и соприкосновения с обычным миром. Как правило, это Тибет, Гималаи или Алтай - вот где по мнению Рерихов, Шамбала соприкасается с Землей. Там можно встретить людей-мудрецов, полнее воспринять необычные токи из Космоса. Более того, в понимании Рериха очень часто проскальзывает мысль о Шамбале как о будущем золотом веке. По мнению мистиков, там обитает "высшее знание" и "высшая мудрость", определяющая спасение будущего человечества.

ЭЕ. В традиционных верованиях алтайцев духи - хозяева определенных местностей, ландшафтных объектов: гор, долин, хребтов, источников, перевалов, рек и озер; жилищ. Земля, согласно шаманистским представлениям, является срединным миром, одухотворенным как в целом, так и во всех его частях. Поэтому каждая местность, гора, река, озеро, дорога, скала имеет своего эе. Эе также могут выступать в качестве посредников между людьми и высшими божествами. Алтайским эе соответствуют хакасские ээзи, тувинские ээрены и бурятские эжены.

ЯРЛЫКЧИ. Служители культа "белой веры" (бурханизма)

Данный раздел составлен на основе путеводителя по Алтаю
изд. ЛЕ ПТИ ФЮТЕ за 2000г.



Мир путешествий и приключений OUTDOORS.RU
Мир путешествий и приключений