Путешествие по России Путешествие по России

Республика Коми

Алтай
Байкал
Катчатка
Кольский
Коми
Красноярск
Саяны
Тува
Якутия

Религия

Система самобытных верований, сложившаяся у коми в древнейшие времена, в ходе исторического развития претерпела массу изменений. Восстановить ее содержание и эволюцию в настоящее время практически невозможно: многие обряды и верования безвозвратно утеряны. Уверенно можно сказать, что в основе системы языческих верований коми лежит одушевление живой и неживой природы. Анимистические представления проявлялись в многочисленных культах, связанных с поклонением отдельным объектам природы, наделенным свойствами влиять на судьбы людей (культ дерева, тотемных и промысловых животных, огня). Развитие этих представлений отражено в культе духов-хозяев местности (лесов, рек, озер, горных вершин). С представлениями о двойственности души (лов - внутренняя душа, со смертью она покидает тело; орт - душа-двойник, обитающая рядом с человеком, после смерти превращается в камень, дерево, животное) связан культ предков - поклонение душам умерших предков, способных влиять на жизнь потомков.

Для язычества коми характерно универсальное деление мира на три части: верхний мир (небо, обиталище светлых сил), средний мир (мир людей) и нижний мир (подземный, обиталище темных сил). Связь между мирами осуществляется как прямо, так и через посредников (колдунов, фантастических существ). Со временем персонифицировались некогда безличные духи. Одним из таких прабогов был Войпель - владыка Севера. Верховным женским божеством была Золотая баба (Зарни ань). Позднее появляется Ен - светлое божество, хозяин неба, создатель солнца, земли, человека и животных. Его оппонентом был Омоль - хозяин подземного мира. Окончательно пантеон богов у коми так и не сложился, этому помешала христианизация, начало которой связано с именем Стефана Пермского. В 1379 г., получив благословение епископа Коломенского Герасима, управлявшего Московской метрополией, он начал свой крестовый поход в земли вычегодских пермян. Разрушал языческие святилища, уничтожал идолов, строил храмы, открывал монастыри, крестил сысольских, вымских и нижневычегодских пермян. Христианизация коми была продолжена при преемниках Стефана на кафедре Пермских епископов - Исаакии, Герасиме, Питириме, Ионе, Филофее. К концу XVI в. Пермь Великая была окончательно христианизирована.




по материалам путеводителя Ле Пти Фюте "Республика Коми" 2004г.



Мир путешествий и приключений OUTDOORS.RU
Мир путешествий и приключений