Путешествие по России Путешествие по России

Красноярский край

Алтай
Байкал
Катчатка
Кольский
Коми
Красноярск
Саяны
Тува
Якутия

Эвенки

Один из коренных народов Красноярского края, проживает в Эвенкийском автономном округе, а также в Туруханском, Северо-Енисейском районах и Таймырском автономном округе. До начала XX в. именовались тунгусами. Сами себя эвенки называют еще ороченами ("ороно" - олень), то есть оленьими людьми. Численность около 4300 человек. Язык относится к тунгусско-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Основные занятия - охота, оленеводство, рыболовство. До середины XX в. вели кочевой образ жизни. Традиционное жилище - разборный конический чум. В рационе преобладали мясные блюда - из оленины, дичи. На оленях ездили как верхом, так и запрягали в нарты. Десятки древних разновременных эвенкийских поселений, могильников были обнаружены и исследованы археологами в зоне затопления строящейся на Ангаре Богучанской ГЭС и на берегах Подкаменной Тунгуски.

В одном из могильников обнаружена скульптура женщины-шаманки. Сделана она из рога лося, лежала среди других погребальных предметов лицом вниз. Мастер, изготовивший скульптурку, постарался придать ей черты портретности. Мягкие, тонкие черты лица производят впечатление какой-то особой женской красоты и спокойствия. Удлиненный овал лица, голова увенчана сверху рожками миниатюрных размеров. Несомненно, скульптурка в прошлом имела культовое значение. Так, в мифах подкаменнотунгусских и зейских эвенков образ духа - хозяина тайги и зверей - представлялся молодой красивой женщиной. В ее распоряжении были все звери, а собаками у нее служили медведи. К духу-хозяину, принося маленькую жертву, обращались с просьбой послать удачу на охоте. Очень важны и такие детали скульптурки, как рожки и небольшая ямка-углубление, расположенная на лбу чуть выше бровей. Это третий, шаманский, глаз. Он существовал для того, чтобы шаман, в отличие от простых людей, мог якобы видеть лучше все, что происходит вокруг него в верхнем, среднем и нижнем мирах. У эвенкийских шаманов в числе прочих атрибутов (костюм, шапка-корона, бубен, колотушка, посох и пр.) существовали маски и маскетки из дерева и меди, воссоздащие с той или иной степенью достоверности образ шамана-предка. По мнению многих исследователей, женское шаманство древнее мужского. В недавнем прошлом "поголовное" женское шаманство существовало у ительменов; у чукчей особенно сильными считались шаманы "превращенного пола": мужчины, уподобившиеся женщинам.

Положение скульптурки-шаманки в могильной яме лицом вниз не было случайностью. У эвенков злых, "черных" шаманов, которых особо боялись, погребали в могильной яме ничком. Их связывали сыромятными ремнями, предварительно заткнув рот, нос, уши и другие отверстия из-за опасения, что "черный" шаман может выпустить из себя духов смерти и болезней. Так же опасливо они относились и к скульптурным изображениям шаманов.




по материалам путеводителя Ле Пти Фюте "Красноярский край" 2004г.



Мир путешествий и приключений OUTDOORS.RU
Мир путешествий и приключений