Путешествие по России Путешествие по России

Красноярский край

Алтай
Байкал
Катчатка
Кольский
Коми
Красноярск
Саяны
Тува
Якутия

Село Туруханск

Расположено на правом берегу Енисея в месте его слияния с Нижней Тунгуской, в 100 км южнее Северного полярного круга, в 1100 км к северу от Красноярска. Население 4,8 тыс. человек. Центр Туруханского района.

ТЕЛЕФОННЫЙ КОД 39110 (210).

ИСТОРИЯ

Основано в 1660 г. "черным енисейским монахом Тихоном" как Троицкий монастырь. Вскоре после основания монастыря вокруг него стали появляться дома поселенцев, образовавшие небольшое село. Его называли Троицко-Монастырским, или просто Монастырским. С последним названием оно и просуществовало до 1923 г., после чего было переименовано в Туруханск, а прежнее село Туруханск, расположенное в 32 км к северу от нынешнего на левобережье Енисея, стали называть Старотуруханском. Этот район был местом ссылки почти на протяжении всей своей истории, вплоть до середины XX в. Предприятий в Туруханске никаких нет. Остались только почта, школа, детский сад, баня.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

ТУРУХАНСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ. Партизанская, 16. С конца XVII в. значительную роль в экономическом освоении севера Енисейского края стал играть Троицкий мужской монастырь, развернувший здесь энергичную хозяйственную деятельность.

Опальный священнослужитель Тихон, сосланный в Мангазею, привез в основанную им в 1657 г. обитель редкие рукописные книги, жития святых, летописи, царские грамоты, положив начало богатой монастырской библиотеке. Монастырь при основании не получил никаких земельных пожалований. Но путем вкладов, купли и захвата монахи сосредоточили в своих руках значительное количество земельных угодий в Енисейском уезде и различных промыслов в Мангазейском. В 1668 г. монастырь имел 3 заимки в верховьях Нижней Тунгуски. С 1669-го по 1724 г. он скупил у "промышленников" 12 зимовий в низовьях Енисея и вдоль побережья Ледовитого океана. В середине XVIII в. монастырь владел уже 23 зимовьями на севере Енисейского края, что составляло около 50% всех зимовий района. Значительное место в хозяйственной деятельности монастыря играла соляная промышленность. В конце XVIII в. ежегодно монастырь отправлял на продажу в Томск соли до 2 тыс. пудов. В 1792 г. монастырь продал в казну свыше 5360 пудов соли на 414 руб., а в 1763 г. только в Енисейске 6650 пудов соли на 471 руб.

С Туруханским монастырем связана литературная традиция в XVIII в., включающая в себя комплекс произведений. Он состоит из "чуда" (1663) об исцелении немого от иконы Троицы, по имени которой и назван монастырь. Тихон выступает главным героем сочинения под названием "О поставлении и о начале обители Святыя Троицы в Туруханских пределах при устий реки, зовомыя Тунгуски", которое близко житийному жанру и свидетельствует о намерениях его канонизации. Особое место среди литературных памятников занимает "Житие Василия Мангазейского", представляющее тип так называемых "народных житий". В житии повествуется о "чудесах" и "явлениях" возле гробницы патро-нального святого. Есть предположение, что автором жития является сам Тихон. Данный комплекс литературных произведений говорит о влиянии на сибирских авторов XVII в. северорусских (демократических, по существу) литературных традиций.

Монастырь участвовал в христианизации местного коренного населения. Так, в 1880-х гг. игумен монастыря Мисаил распространял православие в далеком от монастыря Красноярском уезде. Туруханская православная миссия (основана при Троицком монастыре) состояла из двух священников и двух причетников (1850), имела походный храм. За 22 года просветительской деятельности миссионеры Туруханской православной миссии крестили в православную веру более 3 тыс. человек коренного населения.

С 1730 г. монастырь служил местом ссылки - религиозной тюрьмой. В 1827 г. в монастыре находился декабрист Н.С. Бобрищев-Пушкин. После закрытия монастыря в 1923 г. сохранившаяся без куполов Троицкая церковь использовалась для административных и хозяйственных нужд. В 1991 г. она передана православной общине села Туруханск и стала вновь действующей. С 1994 г. начато восстановление монастыря.

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР. Каменная с колокольней Свято-Преображенская церковь была построена в 1829 г. как приходской миссионерский храм на средства енисейского купца М. Хорошева. Стал собором в 1858 г. Разрушен и пока не восстановлен. Во время стоянки теплохода туристы могут побывать в восстанавливаемой церкви, поклониться мощам святого Василия Мангазейского.

ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ Родился в Ярославле. Первое упоминание о нем относится к 1620 г. По ложному обвинению замучен до смерти мангазейским воеводой Пушкиным. Тело мученика было закопано в болоте. В 1649-1652 гг. начались чудесные явления и исцеление больных на месте погребения. Мощи были перенесены в Свято-Троицкий монастырь иеромонахом Тихоном в 1670 г. Хранились там до закрытия монастыря в 1923 г.

МУЗЕЙ "ПОЛИТИЧЕСКАЯ ССЫЛКА". Свердлова, 26. Открыто ежедневно, кроме понедельника, с 11.00 до 18.00. Открыт в 1938 г. как мемориальный Дом-музей Я.М. Свердлова. В 1984 г. Дом-музей Я.М. Свердлова и Дом-музей С.С. Спандаряна объединили в Дом-музей Я.М. Свердлова и С.С. Спандаряна, а в 1992 г. переименовали в музей "Политическая ссылка". Свердловы поселились в доме, принадлежавшем Иркутской метеообсерватории, который был построен в 1910 г. Жена Я.М. Свердлова была назначена первой заведующей Туруханской метеорологической станцией. Дом Свердлова был местом встреч политических ссыльных. Здесь бывали И.В. Сталин, Ф.И. Голощекин, Г.И. Петровский и др. В доме восстановлен интерьер комнат, где жили Свердловы. В бытовую экспозицию вошли личные вещи Свердловых. Дом, в котором жил в период ссылки с 1914-го по 1916 г. один из известных деятелей коммунистической партии, С.С. Спандарян, находится в 100 м от дома-музея "Политическая ссылка". Перед домом большой бюст Спандаряна. Дом, построенный в 1912 г., был флигелем в усадьбе купца Лукашевича. В нем в 1914-1916 гг., в период ссылки жил Сурен Спандарян (1882-1916), профессиональный революционер, член ЦК РСДРП. Сейчас многие, наверно, и не слышали это имя, поскольку Спандарян не дожил до революции один год. Это был один из самых ярких революционеров. Учился в двух университетах, знал более десяти иностранных языков. Был выслан в Туруханский край на вечное поселение за участие в Пражской конференции 1912 г. Он единственный из всех ссыльных не получал денег. Его жена О. Адамович и четверо детей жили в Тифлисе. В письмах никогда не писал об условиях, в которых живет. Каждому ребенку писал в отдельности. Здесь он валил лес, ловил рыбу, составлял крестьянам жалобы и иски. Много писал, но публиковаться не мог. Из-за болезни выехал в Енисейск, а затем в Красноярск, где и умер. Похоронен на Троицком кладбище.

Музей открыт в этом доме в 1941 г. В музее подлинные вещи того времени - одежда ссыльных из оленьих шкур, топчан, на котором отдыхал Сталин (ему два раза в месяц разрешалось приезжать из Курейки в село Монастырское за почтой), письма и фотографии. В экспозиции отражена и ссылка советского периода. В 1949 г. в Туруханск по Енисею прибыла на пожизненное поселение А.С. Эфрон, переводчица, поэтесса и художница, дочь русской поэтессы М.И. Цветаевой. Здесь она жила и работала до июня 1955 г., до полной своей реабилитации "за отсутствием состава преступления", и первым же пароходом покинула Туруханский край.




по материалам путеводителя Ле Пти Фюте "Красноярский край" 2004г.



Мир путешествий и приключений OUTDOORS.RU
Мир путешествий и приключений