Путешествие по России Путешествие по России

Тува
Якутия

По Джойскому, Джебашскому, Кантегирскому и Саянскому хребтам

Джойский и Джебашский хребты, несмотря на близость к жилью, сохранили до сих пор колорит девственной тайги. Джойский, Сабинский, Джебашский хребты давно освоены саянскими охотниками, которые построили избы в местах

Хребты Кантегирский (приенисейский) и Саянский являются до сих пор своеобразным полюсом охотничье-туристской недоступности. Они почти не затронуты охотничьими промыслами, по ним прошло всего несколько пеших туристских групп.

В Джойском и Джебашском хребтах немного гольцовых зон, они покрыты темнохвойной тайгой с островами лиственничных вкраплений и большими березовыми лесами.

Гольцы и острые пики с карами, осыпями, курумами, горными тундрами широко распространены в средней полосе Саянского хребта, вершины которого поднимаются за 2500 м. Немного троп проложено по этим диким местам. Из села Бея через село Дехановка уходит на юг охотничья тропа. За Дехановкой тропа покидает степь и углубляется в тайгу. Через 4—5 км после того, как тропа отходит от речки, она поднимается на перевал на вершине Джойского хребта и спускается в долину притока реки Джой. Через 2 км тропа пересекает реку и уходит в гору на восток, оставляя слева голую гору (1838 м), и спускается к реке Джой. По Джою, иногда пересекая его, тропа поднимается до самых истоков реки.

В первом правом притоке вверх от выхода тропы на Джой есть отворот от нее на юг. Тропа пересекает Джебашский хребет и спускается на реку Ара-Сук, левый приток Кантегира. По Ара-Суку тропа уходит вверх к истокам Джебаша и дальше через Джебашский хребет на верхнее течение Джоя.

От поселка Киргинджуль на реке Большой Арбат (сюда можно попасть из Абазы) тянется тропа к северо-восточным склонам горы Изых (1459 м). Затем она спускается на реку Сарысук (приток Джебаша), по левому притоку Джебаша — Уртеню уходит в гольцовую зону Джебашского хребта и далее на Кантегир к бывшей Кантегирской заставе по реке Ран-Сук.

От Уртеня (заимка на реке Уртень) на юго-запад поднимается тропа на реку Чехан. По Чехану и Тебе она выводит на стык Джебашского и Сабинского хребтов и спускается на Кантегир по вытянутому на юг степному горному отрогу. Тропа форсирует Кантегир и уходит вверх на Саянский хребет по реке Тасли.

Ниже поселка Усть-Усипское в Енисей слева впадает речка Сарла. По ее левому берегу есть тропа к гольцам Саянского хребта. От Енисея до водораздельной линии хребта около 20—22 км. Не доходя отметки 2497 м, тропа сворачивает на северо-восток и строго по хребту снова спускается к Енисею выше устья Кара-Кема. От поворота тропы выше истоков Сарлы до вершины 2497 м— не более 4—5 км.

С вершины открывается панорама саянских гор и тайги. Далеко на юге видны гольцы Куртушибинского хребта, на западе в 25—30 км выделяются вершины: справа—2736 м, а слева—2596 м; на западе Саянский хребет сильно расчленен, заметны кары, пики, снежники, голубые пади, по которым бегут во все стороны бурные реки. В этих горах берут начало левые притоки Енисея—Шигната (Чинге-Хем) и Узунсук, Малые и Большие Уры, Отуксу, Таловка, Голая, Пашкина и правые притоки Кантегира—Такмагаш и Иньсук. На севере за долиной реки Голая высятся близкие гольцы Кантегирского хребта.

Подъем на гольцы Саянского хребта может совершить часть группы, идущая водным путем по Енисею. Такой подъем займет 2—2,5 дня. В это время другая часть группы, высадив первую у Сарлы, спустится по Енисею до Кара-Кема и подождет возвращения группы.